Постоянная работа по развитию людей,
или О высшем достижении сталинского периода строительства социализма
В. ВАСИЛЕНКО,
г. Белгород.
Важнейшая задача строительства социализма коммунистического типа – развитие личности человека. Для её решения необходимо духовное обогащение самого широкого круга людей; привитие им ценностей и принципов гуманистической идеологии, в том числе и в сфере труда. А труд из средства зарабатывания денег превращается в первую жизненную потребность человека. Таким образом создаются условия, способствующие раскрытию творческого потенциала человека.
ЛЕНИН говорил: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». И большевики буквально сразу после Октябрьской революции многое делали для того, чтобы народ, который веками был отлучён от этих богатств, смог приобщиться к ним.
В отчёте о Советской России 1919 года представитель президента США У. Буллит информировал: «Во всех частях России открыты тысячи новых школ, и Советская власть, по-видимому, в полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет… Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие заключается в том, что они находятся под управлением Комиссариата просвещения, который предпочитает классиков и смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможность посещать представления, и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения… Достижения Комиссариата просвещения, руководимого Луначарским, очень значительны: все русские классики переизданы в количестве от трёх до пяти миллионов экземпляров и продаются населению по низким ценам… В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи».
Добавим, что очень большая культурная работа велась – в годы гражданской войны! – и в армии. Здесь действовали школы для красноармейцев, библиотеки, самодеятельные театры. А вот пример исключительный, но тоже позволяющий ощутить дух того времени: в 1919 году караульная рота Комиссариата иностранных дел уходит на фронт; красноармейцы попросили Чичерина сыграть им на прощанье – и безмерно загруженный неотложными государственными делами нарком устраивает для них импровизированный концерт.
В разгар гражданской войны Советская власть сделала шаг, сыгравший огромную роль в развитии народа: создала рабочие факультеты, имевшие целью подготовить молодёжь из рабочей, а потом и из крестьянской среды к учёбе в вузах. А.С. Макаренко писал о рабфаках: «Это было знамя освобождения рабочей молодёжи от темноты и невежества… Это было яркое утверждение человеческих прав на знание».
При Сталине, несмотря на крайнюю необходимость концентрации сил и средств на экстренном решении труднейших экономических проблем, работа по развитию людей, приобщению народа к сокровищам художественной культуры не только не была отложена «на завтра», но стала одной из важнейших задач строительства нового общества.
Лучшие театры в лучшем составе, лучшие артисты выступали по всей стране. Причём, большинство их видело в этом не способ приработка, а, говоря словами Дмитрия Шостаковича, «вклад в могучую культурную стройку». В 1930 году был создан Центральный дом работников искусств, одной из важнейших задач которого было приобщение людей к культуре. Народная артистка СССР балерина Ольга Лепешинская уже в постсоветское время рассказывала, что концертные бригады ЦДРИ объехали всю страну – выступали даже на дрейфующей станции «Северный полюс». При этом Ольга Васильевна подчеркнула, что «святой традицией» артистов были бесплатные выступления. От отца, который в послевоенные годы работал в Харьковском горкоме комсомола, я слышал, что выдающийся певец Максим Михайлов, приехав на гастроли в Харьков, потребовал (именно потребовал), чтобы в его программу были включены бесплатные выступления перед рабочими заводов города – «иначе, какой же я народный артист».
Мощнейшим средством распространения культуры было радио. Ежедневно немало часов вещания уделялось литературным чтениям, народной и классической музыке, трансляции драматических и оперных спектаклей.
Огромными тиражами выпускались разнообразные серии маленьких книжек, которые стоили дешевле буханки хлеба. И, вопреки утверждениям современной демпропаганды, их тематика определялась отнюдь не с «классовых», а с гуманистических позиций. Взять, к примеру, «Библиотечку журнала «Красноармеец». Казалось бы, уж где-где, но в ней приоритет должны иметь произведения в «классовом» духе. Однако вот несколько выпусков 1946 года подряд: новеллы Киплинга, сказы Бажова, рассказы Бретт-Гарта, рассказы Станюковича, новеллы О`Генри, главы из «Швейка» Гашека, рассказы Чехова.
Особое внимание уделялось литературе для детей. При издательстве «Молодая гвардия» работал сектор детской литературы, а при Государственном издательстве художественной литературы – школьный сектор. А в 1933 году по решению ЦК ВКП(б) в СССР было создано первое в мире специализированное издательство «Детская литература».
После всех перегибов первых лет после революции на чрезвычайно высокий уровень поднялось образование. И его целью тоже было развитие подрастающего поколения. Школа не только давала ученикам «багаж знаний», но учила мыслить. К примеру, изучение математики строилось на выводах и доказательствах, а не на затверживании готовых формул и положений.
Очень многое делалось для создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала людей. По всей стране была создана и постоянно расширялась сеть подростковых научных и технических кружков, художественных студий, музыкальных школ, которые были в полном смысле общедоступны. После Великой Отечественной войны была создана специальная художественная студия для фронтовиков-инвалидов.
Как работала эта система, можно проследить на судьбе выдающегося композитора Валерия Гаврилина. В 1950 году, в 11 лет, он остался сиротой (отец погиб на фронте, мать была репрессирована по доносу) и попал в сельский детский дом. Одарённый подросток был принят в музыкальную школу. Через некоторое время в неё приехал доцент Ленинградской консерватории И.М. Белоземцев для прослушивания воспитанников.
Результатом этого прослушивания стало направления Гаврилина в специальную школу-десятилетку для музыкально одарённых детей при Ленинградской консерватории.
Итоги работы по духовно-нравственному развитию людей не менее заслуживают называться «русским чудом», чем потрясающие достижения Советской страны в экономическом развитии.
Едва ли не впервые в истории человечества у весьма значительной части людей было выработано одухотворённое отношение к труду. Труд стал для них служением стране и народу. Такой труд сделался сферой раскрытия творческого потенциала человека. Французский писатель Ромен Роллан, который подчёркивал, что «никогда не разделял идей русского большевизма», тем не менее, был восхищён увиденным в Советском Союзе в 30-е годы: «Это, очевидно, колоссальное пробуждение человеческого сознания в области труда. Оно возможно только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяином, а не эксплуатируемым, где он работает не для обогащения чуждого ему класса, а для всего общества».
Антуан де Сент-Экзюпери, размышляя о судьбе людей, обречённых капиталистической системой на прозябание в борьбе с нуждой (заметим, что, по информации Би-Би-Си, в Нью-Йорке начала XXI века около миллиона человек вынуждены пользоваться благотворительными обедами), писал: «Того, что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков… В каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт».
В Советском Союзе была создана система, нацеленная на то, чтобы развивать в людях «моцартов». И она работала очень эффективно. Можно назвать множество примеров, подтверждающих это. Среди них интересны судьбы электрика Игоря Глебова, ставшего генеральным конструктором по электромашиностроению; воспитанника ремесленного училища Владимира Жаворонкова, сделавшегося ведущим конструктором аэрокосмического КБ; ученика фабзавуча Василия Мишина, прошедшего путь до академика; сына рабочего Михаила Аникушина, получившего известность, как выдающегося скульптора страны, рабочего завода Бориса Андреева, прошедшего путь от «артиста из народа до народного артиста»…
Выдающимся достижением этого периода было то, что у советских людей выработалась внутренняя потребность в общении с художественной культурой.
Анна Ахматова, вернувшись домой из поездки в Оксфорд, делилась в кругу знакомых: «Знаете, чему они там больше всего удивились? Для нас всех здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда, получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции. А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы!».
Близкие по сути оценки давали, живя в эмиграции, режиссёр Андрей Тарковский, писатель Виктор Некрасов.
Художественная культура, образование были инструментами не только развития людей, но и их воспитания. И они, как и вся система коммунистического воспитания, были нацелены на привитие людям основополагающих ценностей, принципов, приоритетов гуманистической идеологии. Философ Александр Зиновьев, живя в эмиграции, говорил, что поколение, выросшее в 30-е годы, «в общем и целом исповедовало систему ценностей идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лучшие представители человеческого рода. В этой системе доминировали высшие моральные и духовные ценности».
Собственно, это признают и многие «демократы» – как серьёзные аналитики, так и одиозные фигуры вроде М. Захарова или А. Кончаловского. Только они интерпретируют это по-своему – они ставят в вину советскому воспитанию, что под его воздействием сознание людей перестало воспринимать частную собственность, как естественную закономерность, что в людях исчезло стремление заработать побольше денег, что собственная корысть сделалась для них неправедной и нелегитимной. Для советских людей стало нормой ограничивать материальное потребление разумно достаточным пределом, и даже то, что у граждан СССР «была заповедь: возлюби ближнего, как себя самого», - мол, надо было «себя сначала возлюбить». Такая интерпретация только характеризует самих интерпретаторов как законченных потребителей, но никак не снижает величия достижений коммунистического воспитания в то время, когда оно было по-настоящему коммунистическим.
Думается, что именно всё то, о чём говорилось выше, и дало основание философу Сартру, прекрасно осведомленному о всех сторонах советской действительности, написать в начале 60-х годов, что «Советский Союз – единственная страна, где «слово «прогресс» имеет смысл.
К несчастью, люди, пришедшие к руководству партией после смерти Сталина, направили развитие общества совсем по иному пути, нежели было предусмотрено Сталиным, и этот путь и завёл советское общество в тупик.