Первые итоги катастрофы
Российские власти, несмотря на все протесты общественности, продолжают упорно навязывать антисоциальные реформы в сфере образования. Они нацелены на урезание расходов, коммерциализацию, приватизацию и превращение знаний в привилегированное достояние богатых. Одновременно общий уровень образования в стране катастрофически падает.
«Последние реформы образования России не поддаются никакой разумной логике. Логика пока такова: качество подготовки выпускников школ, в том числе по русскому языку и математике, падает с каждым годом.
Чтобы доказать справедливость этого тезиса, приведу некоторые цифры, которые были озвучены на Всероссийском съезде учителей математики, состоявшемся в октябре 2010 года в Москве. Если сравнить подлинное качество знаний выпускников 50х годов и современных, то тогда на «хорошо» и «отлично» знали математику 70 процентов школьников, а сегодня, по данным разных вузов, не более 20 процентов студентов первых курсов знают математику на «4» и «5».
В конце 2011 года были представлены результаты международного исследования знаний 15летних учащихся 65 стран, их способность применять и использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения широкого класса задач. Оценивалась читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Российская выборка включала более пяти тысяч учащихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России – школьников 910 классов и учащихся начального и среднего профессионального образования. Средний балл российских школьников в области математической грамотности соответствовал 39—40 месту среди 65 странучастниц исследования, в читательской грамотности они заняли 41—43 места. Какие нужны ещё доказательства падения уровня грамотности школьников?
В чем же всетаки причины снижения качества образования в стране? Причин много, остановимся лишь на некоторых, которые оказывают прямое влияние на качество образования.
Чуть ли не основной причиной введения ЕГЭ называлась борьба с коррупцией в вузах.
Ещё одной опасностью внедрения ЕГЭ сегодня стало то, что он из средства достижения поставленных целей образования превращается в цель самого образования. Появились средние баллы за ЕГЭ, на основании которых определяется рейтинг учителя, его репутация среди родителей и учеников. Показатель уровня сдачи ЕГЭ сегодня стал показателем оценки качества работы учителя, руководства школы.
К сожалению, разрушается не только система среднего, но и высшего образования.
Ещё одной причиной сегодняшнего кризиса образования является непрофессионализм принимаемых решений. Специалисты, профессионалы исключены из процедуры обсуждения и принятия решения. Как известно, многие новации пришли в систему нашего образования благодаря специалистам из Высшей школы экономики. Как получилось, что реформы образования направляются экономистами? В силу своего менталитета они решают серьёзные задачи, возникающие в сфере образования, как экономические. Трудно представить себе большую нелепость.
Если в 60–70 гг. прошлого столетия Россия занимала передовые позиции по многим фундаментальным наукам, то сегодня не лидирует ни в одной. И это является, в первую очередь, следствием недальновидной, провальной политики чиновников образования и руководства страны, следствием того, что ученые, профессора вузов получают зарплату в 2–3 раза меньше, чем молодой человек с погонами младшего офицера. Поэтому сегодня Россия не в состоянии конкурировать в выпуске наукоёмкой продукции не только с ведущими западными странами, но и с некоторыми азиатскими, поэтому так регулярно падают то российские самолеты, то спутники.
Таким образом, пока Минобрнауки внедряет новые стандарты, разрушающие нашу систему образования, школа теряет лучших опытных учителей, вузы теряют лучших учёных. Совсем скоро страна может оказаться в разбитом образовательном пространстве. Как всегда, будут искать виновных или авторов реформ, а их и след простынет. А разрушенное придётся восстанавливать многие десятилетия и с большими затратами уже следующим поколениям.»
М. Гаджимурадов,
профессор ДГПУ,
г. Махачкала.