Когда шорох в классе кажется выстрелом
Об ЕГЭ, как источнике суицида в системе образования России
О. СЕРГЕЕВ,
эксперт Всероссийского фонда образования.
«Советская Россия», № 107 от 25.09.20014.
Прим. ред.: материал в «СР» был напечатан под названием «Пытка ЕГЭ».
«Не надо кошмарить ЕГЭ!» – призывал Андрей Фурсенко после череды коррупционных скандалов, сопровождавших ввод этого экзамена в штатный режим. «Недостатки будут устранены при совершенствовании технологии ЕГЭ», – обещал новый министр Дмитрий Ливанов.
МЕРЫ нового руководителя Росообрнадзора Сергея Кравцова по усилению контроля ЕГЭ и наказания нарушителей привели к кратному росту количества самоубийств среди школьников и всеобщей истерии вокруг единого экзамена. Фактически это означает провал многолетнего эксперимента, который проводил НИУ ВШЭ по постановлению правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 с единственной целью: совместить школьный выпускной и вузовский экзамены.
Считается, что причиной самоубийств служат психические травмы, наносимые ребёнку в семье и в школе, в том числе при сдаче ЕГЭ.
Признанием угрозы психическому здоровью, исходящей от ЕГЭ, стало решение департамента образования Москвы организовать в 2014 году предэкзаменационную психологическую подготовку учащихся и судорожные попытки Минобрнауки снять со школьников лишний стресс при возможности пересдать любой предмет в случае, если при первой попытке абитуриент получает неудовлетворительную оценку.
Очевидно, что без знания причин возникновения и времени последействия полученного стресса, принятые во благо меры приводят к противоположным результатам.
На перманентность воздействия токсинов вируса ЕГЭ на систему образования указал Святейший патриарх Кирилл 30 августа сего года. на встрече с участниками Православного форума «От сердца к сердцу». Напротив, в статье «С вышки виднее» («РГ», 2 сентября с.г.) автор и научный руководитель эксперимента ЕГЭ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов видит только процедурные недостатки. Уходит он и от конкретного вопроса, почему студентов «вышки» так часто отчисляют с первого курса. Не желает он нести ответственность и за суицидальную угрозу своего проекта.
Экспертное сообщество неоднократно предупреждало об опасности процедур ЕГЭ для качества образования, жизни и здоровья учащихся. Модели и факторы разрушения образования изложены в статьях «Цепная реакция коррупции в ЕГЭ» и «Откуда исходит угроза в образовании?».
Технократизм процедур ЕГЭ в применении к человекомашинной системе связан с некомпетентностью его творцов не только в психологии и эргономике образования. Суицидальные проявления выходят за рамки психологии и рассматриваются в психиатрии как глубокие церебральные (мозговые) нарушения функций центральной нервной системы человека.
Все разговоры о борьбе с человеческим фактором, якобы негативно влияющим на объективность ЕГЭ, свелись к созданию сурдокамеры для экзаменуемых, где психические нагрузки сенсорного голода служат грозным испытанием даже для космонавта.
В жесточайших условиях звуковой изоляции даже назойливое жужжание мухи способно довести человека до белого каления.
Галлюцинации, некритичное восприятие действительности, неспособность воспринимать убедительные доводы и рекомендации инструктора – не редкость поведения испытуемых при экспериментах в сурдокамере.
К пытке ЕГЭ ещё никто не привык. Как и в сурдокамере, здесь можно сойти с ума от напряжённой тишины и при ограничении времени на тест, когда даже шорох кажется выстрелом. Когда скучающие учителя и наблюдатели начинают громко разговаривать друг с другом, ходят и мешают ученикам сосредоточиться на тестах ЕГЭ. Раскаты же грома неизменно вызывают обмороки у школьниц.
Стресс, полученный при проведении ЕГЭ, аккумулируется с новым витком психического напряжения при ожидании оценки результатов.
Зампред Комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина признает, что основные переживания связаны со сроком проверки материалов. «Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через деньдва. А сейчас подсчёт баллов ведётся в течение 8 дней».
Справедливо задать вопрос об импульсе последействия от полученного стресса. Когда и каким образом он проявляется в жизни и оказывает влияние на качество последующей образовательной деятельности человека?
Жирную точку в дискуссиях о суицидальном последействии ЕГЭ ставит открытие основателя российской патопсихологии и одной из создателей психологического факультета МГУ Блюмы Зейгарник. Получивший её имя эффект – знаменитая психологическая закономерность, гласит: память о незавершённых действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершённых. «Вообще современный мир устроен таким образом, чтобы не оставлять человека наедине с самим собой. Потому что это опасно», – утверждает ведущий российский специалист.
Идея минобрнауки снять предэкзаменационное волнение за счёт возможности пересдать ЕГЭ на практике кратно увеличит давление на психику школьника от стресса и одиночества, как и вероятность трагедии. Заметим: специфику психологии ЕГЭ законодательство РФ не учитывает.
О психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ известно давно. Данный феномен подтверждает завуч московской школы №444 с углубленным изучением математики и информатики Ольга Шадрикова: «Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки».
Абсурден допрос в Бутырском райсуде «гордости школы», самого умного в классе «школьного стрелка» Сергея Гордеева, признанного судмедэкспертами невменяемым в момент преступления. В поведении этого «преступника» давно наблюдался суицидальный синдром ЕГЭ.
Синдром ЕГЭ, как совокупность признаков болезни, проявил себя задолго до повсеместного распространения пресловутого экзамена
С этой болезнью американцы столкнулись полвека назад на боевом дежурстве в подземных командных пунктах ракет «Минитмен1». Те же проблемы психического свойства, влияющие на боеготовность главного вида Вооруженных сил СССР, возникли пятью годами позже в РВСН.
Чтобы решить в кратчайшие сроки эти проблемы к участию в комплексной НИР «Дедукция» были привлечены ведущие отечественные педагоги и психологи. В НИУ Минобороны были сформированы специальные подразделения обитаемости, инженерной психологии и эргономике. Итогом НИР стала практическая апробация положений деятельностного подхода, теории поэтапного формирования умственных действий и трансформационной теории обучения.
Стал очевиден эффект снятия стресса биологической обратной связью (БОС), что выражается, например, в почитании подводниками и шахтёрами крыс и канареек, попытках космонавтов пронести в сурдокамеру живые цветы.
На процедуры ЕГЭ возложена задача полного исключения БОС в расчёте на получение школьником информации через экран компьютера даже в устных экзаменах, для чего требуются специальные навыки оператора.
«Главную задачу нам решить удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе», – заявил директор центра образования «Измайлово» Александр РЫБКИН.
Разочаруем коллегу. С водой он выбросил и ребёнка. Оценить качество образования под силу только учителю – и никогда ЕГЭ с синдромом суицида.