КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Слово коммуниста №54 (995) :: Учение классиков марксизма-ленинизма о закономерностях смены общественно-экономических формаций методические рекомендации

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Учение классиков марксизма-ленинизма о закономерностях смены общественно-экономических формаций методические рекомендации





В. ДОРОГОВ.


Целью занятия по данной теме является приобретение знаний:

1. О конкретно историческом времени возникновения марксизма.

2. О материалистическом понимании истории.

3. Об общественно-исторических формациях, как ступенях исторического прогресса.

При изучении этой темы, прежде всего, нужно вспомнить, что у марксизма с момента его возникновения было и остаётся множество критиков, опровергателей.

Более 50-ти лет тому назад, немецко-американский философ и психолог Эрих Фромм (1900 -1980 гг.) писал: «К сожалению, сегодня…слова «социализм» и «марксизм» настолько заряжены эмоциями, что трудно спокойно обсуждать эту проблему. Сегодня эти слова вызывают у многих ассоциации типа… «безбожие», «пролитие крови» или нечто подобное, но обязательно плохое и злое». И далее Э. Фромм высказал потрясающе актуальную для сегодняшней России мысль: «Такая …реакция на слова «социализм» и «марксизм» усиливается благодаря удивительному невежеству тех, кого эти слова повергают в истерику. Хотя знакомство со всеми работами Маркса и других социалистов сегодня доступно каждому, большинство наиболее ожесточённых противников социализма и марксизма никогда не читали Маркса, другие же имеют лишь самое поверхностное представление о его учении. Едва ли можно предположить, чтобы знающие и разумные люди могли настолько исказить идеи марксизма и социализма, как это случается теперь на каждом шагу».

Так будем же людьми знающими и разумными и обратимся к трудам самих классиков марксизма.

Марксизм возник в середине 19-го века как обобщение опыта того периода истории, когда в передовых странах Европы обострились противоречия, свойственные капитализму, и на арену истории выступил будущий его могильщик и создатель нового коммунистического общества – рабочий класс. К.Маркс писал, что капиталистическое производство не нацелено на удовлетворение действительных потребностей общества. Цель капиталиста – извлечение прибыли, что не подразумевает сентиментальности и человеколюбия. Не производство затевается ради потребителя, а потребитель существует ради увеличения доходов хозяина производства. Ф.Энгельс подчеркивал: «Низкая алчность была движущей силой цивилизации с её первого и до сегодняшнего дня; богатство, ещё раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было её единственной, определяющей целью». (т. 21 с. 126).

Марксизм-ленинизм - это результат поступательного движения передовой человеческой мысли. Он возник на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель, Фейербах и др.), английской политической экономии (А. Смит, Риккардо, Сисмонди и др.) и французского социализма (С. Симон, Ж. Руссо и др.), которые В.И. Ленин назвал теоретическими источниками марксизма.

Слушателям обязательно нужно внимательно прочесть и законспектировать работу В.И.Ленина: «Три источника и три составных части марксизма». (Полн. Собр. Соч. т.23).

В отличие от предшествующих идеалистических теорий, утверждавших, что развитие общества определяется божественной волей или сознанием людей, марксизм показал, что развитие общества есть естественно-исторический процесс. Люди сами делают свою историю, однако ход общественного развития определяется не их свободной волей и желаниями, а материальными условиями их жизни.

Впервые общество было понято как целостный организм, в структуре которого производительные силы и производственные отношения определяют другие сферы общественной жизни: политику, право, мораль, государство, а также философию, искусство, науку, религию. Их единство и взаимодействие представляют собой общество на определённом этапе развития – общественно-экономическую формацию; развитие и смена формации составляют процесс прогрессивного движения общества.

При самостоятельном изучении этого вопроса обратите особое внимание на то, что каждой общественно-экономической формации соответствует определённый способ производства. Именно в способе производства заключены объективные причины смены одной формации другой.

Способ производства – это исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Понятие «способ производства» характеризует социальные аспекты деятельности человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Разъясняя сущность материалистического понимания истории Ф.Энгельс писал: «…люди, в первую очередь, должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством и т.д. (т.19, с.350).

Производительные силы – это система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека, и происходит процесс его развития.

Производительные силы включают в себя:

1. предмет труда – это то, что даёт природа: дерево, глина и т.д.;

2. орудия труда – лопата, молоток… лазер и т.д.;

3. орудия труда + линии электропередач, складские помещения, ирригационные сооружения и т.д. = средства труда;

4. предметы труда + средства труда = средства производства;

5. средства производства + люди, наделенные знаниями, опытом, навыками – это и есть производительные силы общества.

Производственные отношения – это совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Производственные отношения выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, т.е. отношения собственности. Если средства производства находятся в руках всего общества и тем самым его экономическую основу составляет общественная собственность – как это имеет место при социализме, - то между членами общества складываются производственные отношения сотрудничества и взаимопомощи. Если же средства производства находятся в руках части общества, в руках частных собственников, то утверждаются отношения эксплуатации человека человеком, отношения господства и подчинении (рабство, крепостничество, эксплуатация наемного труда).

Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений – производства, обмена (торговля), распределения и потребления материальных благ, и обусловливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства (классовую структуру общества: рабовладелец и раб, помещик и крепостной, буржуй и рабочий).

Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Вместе они составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, ибо они динамичнее, быстрее развиваются и вступают в противоречие с отстающими производственными отношениями. Вслед за изменением характера и уровня производительных сил в антагонистическом обществе происходит революционная смена производственных отношений, происходит смена общественно-экономических формаций.

К.Маркс отмечал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

В своих произведениях («Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «Капитал», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.). Маркс и Энгельс научно, теоретически обосновали, как происходила смена общественно-экономических формаций, смена способов производства от менее совершенных к более совершенным, от первобытно-общинных к антично-азиатским, от них к феодальным, а от феодальных - к капиталистическим (буржуазным). Они убедительно доказали историческую неизбежность смены капиталистического способа производства коммунистическим.

В заключение поставим вопрос: «Устарел ли марксизм?» Чтобы ответить на этот вопрос желательно прочесть в газете «Советская Россия» статью: «Мир не удержат долларовые цепи». В статье, в частности, говорится, что мировая капиталистическая система исчерпала свой ресурс. Ставится вопрос: «Как быть дальше?». Английский профессор Терри Иглтон на этот вопрос отвечает: «Надо заново прочитать Маркса». После глубокого философского анализа идей Маркса с высоты сегодняшнего дня и сегодняшних познаний, Иглтон написал книгу «Почему Маркс был прав», доказывая насколько актуален Маркс и в наши дни.

Более того, мировая элита регулярно собирающаяся в Давосе (Швейцария), сделала в 2012 году главной темой своей дискуссии следующую: «Капитализм, демонстрировавший свою успешность в ХХ веке, ныне настолько устарел, что уже способен разрушить общество ХХI века. Неужели капитализм так плох, что пришло время «заказывать похоронку?». Один из наиболее авторитетных социологов мира И.Валлерстайн, автор книги «Конец знакомого мира», на вопрос: «Верите ли вы в возрождение капитализма?», ответил: «Мне кажется, что капитализм пытается в настоящее время сделать последний вдох, а не обрести новое дыхание». «В конце концов, я думаю, - подчеркнул ученый, - что мы живем в эпоху перехода к какой-то новой мировой системе» («Советская Россия» 14 октября 2014 г.).

Очевидно, что альтернатива капитализму - социализм, как и предвидели классики марксизма-ленинизма. Прав В.И.Ленин, утверждавший, что учение Маркса всесильно потому, что оно верно!

 

 





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 9.12.2014 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Слово коммуниста №54 (995) - Учение классиков марксизма-ленинизма о закономерностях смены общественно-экономических формаций методические рекомендации

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники