КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Штрихи к портрету Сталина :: Виктор ВАСИЛЕНКО
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СТАЛИНА
Сталинский проект(5)

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СТАЛИНА
Сталинский проект(5)





Виктор ВАСИЛЕНКО ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СТАЛИНА Сталинский проект(5) Виктор ВАСИЛЕНКО


Ещё один очень важный момент: руководители партии видели в развитии художественной культуры не самоцель, а средство духовного возвышения народа. И потому книги издавались гигантскими тиражами и массовые серии(а в них были произведения лучших советских, русских и зарубежных писателей) стоили очень дёшево – так, что они были доступны абсолютно всем. Особое внимание уделялось литературе для детей. При издательстве «Молодая гвардия» работал сектор детской литературы, а при Государственном издательстве художественной литературы – школьный сектор. А в 1933 году по решению ЦК ВКП(б) в СССР было создано первое в мире специализированное издательство «Детская литература».

Лучшие музыканты и лучшие театры в лучшем составе выступали по всей стране. В 1930 году был создан Центральный дом работников искусств, одной из важнейших задач которого было приобщение людей к культуре. Народная артистка СССР балерина Ольга Лепешинская рассказывала о ЦДРИ тех лет: «Наши концертные бригады объехали всю страну. Наши лектории и университеты культуры славились от Камчатки до Чёрного моря».

Мощнейшим средством распространения культуры стало радио. Хотя в ту пору был только один общесоюзный канал, ежедневно немало часов вещания уделялось литературным чтениям, народной и классической музыке; транслировались оперные и драматические спектакли. Знаменитый певец Иван Петров в последнем интервью вспоминал: «Музыкальное воспитание начинается с детства, с той музыки, которая звучит вокруг человека, когда он растёт. Моим воспитателем было радио – та самая «тарелка»… Из репродуктора постоянно звучала прекрасная музыка, настоящие голоса».

Очень большую роль в духовном развитии людей сыграла советская система образования. Уже в 90-е годы профессор американского университета им. Мейсона Валерий Сойфер отмечал, что такое общее развитие, которое давали обычные советские школы, в США могли получить только ученики частных школ и школ богатых предместий. После того, как советский космический спутник поверг США в шок, журнал «Лайф» решил провести сравнение американского и советского школьников одного возраста и из одной социальной среды – и выяснилось, что наш ученик по развитию намного превосходил заокеанского сверстника.

Существенное значение имело и то, что преподавание в советских школах было нацелено на развитие детей, а не на снабжение их «запасом знаний», как это делается в рядовых школах Запада. Скажем, изучение математики строилось на выводах и доказательствах, а не на затверживании готовых формул и положений – и это приучало детей логически мыслить.

Уже в постсоветское время профессор С.Г. Кара-Мурза в своём исследовании советской цивилизации резюмировал: «Наша культура тянулась к тому, чтобы дать целостное, стоящее на фундаменте культуры и науки знание, дающее личности силу и свободу мысли. Само построение учебных программ в нашей школе было таким, что даже средний ученик, получив аттестат зрелости, не был «человеком массы» - он был личностью».

И закономерно, что ЮНЕСКО признало советскую систему образования, которая в основном была сформирована в рамках сталинского проекта строительства социализма, лучшей в мире.
Коммунизм, согласно учению Маркса-Энгельса, - это социально-экономическая система, обеспечивающая наилучшие условия для раскрытия человеческого потенциала людей. И реализация сталинского проекта создавала в советском обществе такие условия.

Колхозница Даниловского района Ярославской области Е.Н. Смурова, выступая на VIII чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов(на котором была принята Конституция СССР), говорила: «Я родилась в бедной крестьянской семье, нас у отца было семь человек. Отец умер, я в 14 лет осталась в семье старшей. Что бы мы стали делать в царской России? Пришлось бы ходить по миру. А в Советской стране мы вышли в передовые люди. Брат у меня работает инженером, младший – командир подводной лодки… младшие сёстры учатся, а я – член областного исполкома».

И это не «красная пропаганда», а констатация факта. Философ Александр Зиновьев, живя в эмиграции, признавал, что для его поколения «открыта была вся мировая культура, возможность получения образования… несмотря на все недостатки коммунистического строя, коммунизм открывал возможность для значительной части людей становиться богами».

Сам Александр Александрович вырос в Чухломе, в многодетной семье рабочего-маляра. Но он хорошо учился, и полученные им знания позволили поступить в московский вуз. Уже в постсоветские времена Зиновьев рассказывал, что у него была репутация антисталиниста, но… «всё-таки меня оставили в аспирантуре. Сталинисты меня в аспирантуру приняли. Почему? Был пиетет к способностям. Несмотря на то, что я был беспартийным, меня взяли в Институт философии».

Таких примеров можно привести великое множество. Стал известным писателем беспризорник гражданской войны Леонид Пантелеев; Леонид Коган, оставшийся рано без отца, - выдающимся скрипачом; детдомовец Валерий Гаврилин – при том, что его мать была репрессирована, - был приглашён из глубинки учиться в спецшколу при Ленинградской консерватории со временем стал прекрасным композитором; Лев Понтрягин, в 13 лет потерявший зрение, сделался математиком с мировым именем… И уж поистине несть числа подросткам с трудной судьбой, которые благодаря советской системе, стали просто врачами, инженерами, учителями.

По всей стране – и не только в городах, но и во многих сёлах – действовали технические, художественные кружки, музыкальные школы, детские творческие студии. Они стали стартовой площадкой для многих и многих людей, приобретших известность на всю страну – от скульптора Михаила Аникушина до председателя Государственной комиссии по пилотируемым космическим полётам Г.А. Керимова.
Эффективным средством раскрытия талантов служила художественная самодеятельность, которая в 30-е годы охватывала буквально всю страну – даже в колонии А.С. Макаренко были самодеятельные театр и духовой оркестр. В 1936 году в Москве построили театр народного творчества, чтобы в нём представлять самодеятельных артистов со всего Советского Союза. И немалому числу «артистов из народа» и впрямь удавалось становиться народными артистами – к примеру, актёру Борису Андрееву, солисту Большого театра Александру Ведерникову, популярнейшему эстрадному певцу Владимиру Нечаеву…
Огромную роль сыграли рабфаки и другие формы довузовской подготовки. Они открыли широкий доступ к полноценному высшему образованию сотням тысяч юношей и девушек из рабочих и крестьян. Создание для молодёжи из этой среды условий для развития способностей дало стране не то, что созвездие, а «звёздное скопление» выдающихся учёных. Например, Лев Люльев прошёл путь от подручного слесаря до главного конструктора ОКБ «Новатор», занимавшегося разработкой ракетного оружия; Игорь Глебов – от электрика до генерального конструктора по электромашиностроению; Владимир Жаворонков – от ученика ремесленного училища до ведущего конструктора аэрокосмического КБ; Василий Мишин – от ученика фабзавуча до академика; выросший в крестьянской семье Илья Векуа стал президентом Академии наук Грузинской ССР.

«Демократы» любят иронизировать, что Ленин-де хотел дать управлять страной кухарке. Но это прямое передёргивание. Ленин говорил совсем другое: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий, любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством,.. но мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы… к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся».

Сталин не раз требовал «смелее выдвигать их(товарищей из низов) на командные должности, дать им возможность проявить свои организаторские способности, дать им возможность пополнить свои знания и создать им соответствующую обстановку». При этом он подчёркивал, что беспартийность «не может служить препятствием». О попытках связать такое выдвижение с членством в партии Сталин говорил, что «нет ничего глупее и реакционнее такой, с позволения сказать, “политики”».

Из «низов» вышло немало очень толковых директоров заводов(пример И. Лихачёва отнюдь не единичный), получались и квалифицированные министры – скажем, председатель правительства РСФСР в военные годы К. Памфилов или нарком танковой промышленности тех же лет В. Малышев.

Народный артист СССР Евгений Самойлов в постсоветское время говорил, что советское искусство имело существенную особенность: «В советском искусстве эстетическое и этическое, нравственное были органично соединены. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова». Американский педагог и психолог Ури Бронфенбреннер, исследовавший советскую систему образования, отметил такую её особенность: «Основное различие между американскими и советскими школами состоит, на наш взгляд, в том, что в последних огромное значение придаётся не только обучению предметам, но и воспитанию».
Какую же систему ценностей, приоритетов, ориентиров существования прививало людям советское воспитание, осуществляемое как одно из направлений реализации сталинского проекта? Если взять, например, классические фильмы и книги тех лет – «Как закалялась сталь», «Семеро смелых», произведения Аркадия Гайдара, «Большая жизнь», «Танкер Дербент», «Встречный», «Парень из нашего города», «Два капитана», «Мужество» и т. п. – и обобщить жизненные установки, которые утверждают они, то получим: духовная наполненность бытия; приоритет общественных интересов, доходящий до альтруизма; ориентация в жизни на возвышенный идеал и готовность к личным жертвам ради приближения к нему; одухотворённое отношение к труду; абсолютное бескорыстие; презрение к любому виду потребительства.

Многие из «демократов» - начиная от одиозных фигур типа М. Захарова или А. Кончаловского, до серьёзных аналитиков – признают, что эти установки в 20-50-е годы приняло определяющее большое число советских людей. Только они видят в этом не великое достижение сталинского проекта, а его порок – и, соответственно, ставят в вину советскому воспитанию, что под его воздействием сознание людей перестало воспринимать частную собственность как естественную закономерность, что в нём исчезло стремление заработать побольше денег, что собственная корысть сделалась для него неправедной и нелегитимной, что для него стало нормой ограничивать своё материальное потребление разумно достаточным, и даже то, что «у нас была заповедь: возлюби ближнего как себя самого» - надо было, мол, «себя сначала возлюбить»(цитирую Кончаловского).
Некоторые деминтерпретаторы советского прошлого, не отрицая, что люди тогда работали с большой самоотдачей и не спрашивали: «Сколько мне заплатят за мой труд?», а спрашивали: «Что надо сделать ещё?», - утверждают, будто из-за этого их жизнь была серой и безрадостной. Но вот французский писатель Андрэ Жид, который не был сторонником большевиков и не принимал происходящего в нашей стране, побывав в СССР в 30-е годы, вынес такое впечатление: «Налицо факт, русский народ кажется счастливым».

Очернители советского социализма в силу своей потребительской ориентации просто не в состоянии понять, что труд, если он одухотворён, может сам по себе дать человеку, куда больше радости, чем пустопорожние развлечения. Врач Виктор Латыпов вспоминал о своей далёкой юности: «Мы, подростки, бесплатно помогали на току лопатить зерно, собирали колоски на поле после жатки, ворошили траву на косовище, носили воду за километр от колодца в бригаду взрослых, лущили початки кукурузные, на ферме помогали… И в семьях не было разговоров, что труд наш рабский, на себя мы работали. Мы жили замечательно! Росли здоровыми, жизнерадостными, весёлыми».

Духовная наполненность бытия, приоритет общих интересов, ориентация на возвышенный идеал, одухотворённое отношение к труду, готовность помочь другим, бескорыстие, пренебрежение погоней за матблагами – это фундаментальные принципы гуманистической идеологии. Именно они имеют подлинно общечеловеческий характер. Доктор физико-математических наук И.Г. Воронцов(из тех самых Воронцовых), детство которого пришлось на годы правления Сталина, уже в XXI веке утверждал: «Советская власть во многом воспитывала нас аристократами». Английский журналист С. Родман в 1936 году рассказал о литовском профессоре-философе, католике, который был настроен крайне антисоветски, но, побывав в СССР, констатировал, что коммунисты «работают по принципам христианства».
Так что Александр Зиновьев имел основания говорить, что поколение, выросшее в 30-е годы, «в общем и целом исповедовало систему ценностей идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лучшие представители человеческого рода. В этой системе доминировали высшие моральные и духовные ценности.

Академик В.И. Вернадский, который встретил Октябрьскую революцию недоброжелательно, в конце концов пришёл к выводу, зафиксированному в его дневнике: «Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные – их разлагающие жестокости, в среднем они(большевики) вывели Россию на новый путь».

Идя по этому пути, Советская страна смогла за три десятилетия преодолеть вековую отсталость от развитых государств по промышленному развитию и выйти по этому показателю на первое место в Европе; сумела нанести поражение страшному врагу, который до того за считанные недели, дни, а порой и часы побеждал все капиталистические страны континента; первой в мире овладела «мирным атомом»; вывела человечество на новый уровень развития – космический.

Сейчас, из начала XXI века, отчётливо видно, что, возможно, самым великим достижением при реализации сталинского проекта стало достижение в духовной сфере.

В конце ХХ века общепризнано(этот вывод сделала и конференция ООН на высшем уровне 1992 года в Рио-де-Жанейро), что путь развития западного типа привёл человечество на грань катастрофы. По мнению весьма авторитетных западных специалистов, чтобы получить шанс на спасение, необходимо осуществить «человеческую революцию»(термин одного из основателей и первого президента Римского клуба итальянского экономиста Аурелио Печчеи) – радикальную и быструю(времени у человечества остаётся очень немного) смену установок существования людей.

Необходимо, чтобы люди обрели возвышенные идеалы, которые бы подняли их дух; чтобы высшей целью стало не извлечение прибыли и получение дохода, а всестороннее развитие каждого человека; чтобы человек научился чувствовать радость от служения людям, а не от стяжательства; чтобы он преодолел психологию вещизма; чтобы мотивацией работы сделалось духовное удовлетворение, а не материальное обогащение; чтобы «демократия наблюдения»(т.е. буржуазная политическая демократия) сменилась «демократией участия»(т.е. чтобы благо общества сделалось личным делом каждого человека). Крайне необходимо изменить западную модель потребления – материальное потребление должно ограничиваться разумным и социально обусловленным пределом, за переход через который Печчеи предлагал на первых порах в воспитательных целях наказывать…

Но ведь почти все эти установки в сущности полностью соответствуют тем принципам бытия, которые реально утвердились в советском обществе в период сталинского правления.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 8.10.2008 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Штрихи к портрету Сталина - Виктор ВАСИЛЕНКО
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ СТАЛИНА
Сталинский проект(5)

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники