Патриарх Тихон и Советская власть
В жизни советского общества – во все её периоды было немало неоднозначных моментов, которые действительно нуждаются в изучении и осмыслении. Однако неоднозначность – это явно не то, что нужно антисоветской пропаганде, и уж тем более она не стремится подвести людей к осмыслению прошлого. Её цель совсем иная: замазать советский период истории чёрной краской и такой его образ внедрить в общественное сознание. Если же реальные факты не соответствуют такому образу – тем хуже для фактов, их «трактуют» должным образом или просто перевирают. Характерный пример подобного подхода к истории – взаимоотношения с Советской властью патриарха Тихона (Белавина), 90летию со дня смерти которого было посвящено немало эфирного времени.
Антисоветская пропаганда даёт такую интерпретацию: Тихон был непримиримым врагом большевиков, за что подвергался преследованиям и чуть ли не был ими убит. Последнее утверждение в печатных источниках не встречал, но не раз слышал от верующих. Зато в изданном под грифом Института славяноведения РАН(!) «Русскославянском календаре» на 2001 год говорится, будто Тихон «умер в заточении в Донском монастыре».
Из всего этого правда то, что, хотя Советская власть на первых порах даже финансировала из своих крайне скудных средств работу Собора, руководство Православной Церкви во главе с Тихоном, только что провозглашённым патриархом, заняло крайне антисоветскую позицию; вполне логично, что после разгрома основных сил контрреволюции Тихон какоето время был в заключении.
Но вот дальше в демверсии начинаются сплошные «неувязочки». Общеизвестно, хотя «демократы» всеми силами стараются забыть об том, что 1 июля 1923 года Тихон обратился с воззванием, в котором принёс покаяние за антисоветскую деятельность РПЦ: «Сознавая свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных и активных антисоветских действий… мы по долгу христианина и архипастыря в сём каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу в этом виноваты не только мы, но и та среда, которая нас воспитала, и те злоумышленные люди, которые толкали нас на эти действия… Будучи бессильны побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться её уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и её пастырям».
В январе 1924 года Тихон издал указ «О стране Российской и властях ея» о молитвенном поминании Советской власти в богослужениях (справедливости ради заметим, что для того, чтобы «забыть» помазанника Божьего и признать «от Бога» власть Временного правительства, РПЦ понадобилось менее недели).
После смерти В.И. Ленина Тихон прямо разрешил православным верующим молиться за упокой души вождя Советского государства, весьма лестно охарактеризовав его человеческие качества.
И, наконец, смерть Тихона. Отнюдь не питающая симпатий к Советской власти и большевикам Н.А. Кривова в изданной в 1997 году книге «Власть и Церковь в 19221925 гг» описывает его кончину совершенно иначе, нежели «Русскославянский календарь». В начале 1925 года Тихон тяжело заболел (проблемы с сердцем), его поместили в частную клинику Бакуниных на Остоженке. И 7 апреля в 23. 45 Тихон в присутствии постоянно лечивших его врачей Е.Н. Бакуниной и Н.С. Щелкана и послушника Пашкевича умер от приступа грудной жабы. «Последним актом патриарха Тихона стало воззвание, известное как «предсмертное завещание», оставленное им в день смерти ближайшему помощнику, митрополиту Крутицкому Петру».
И что же завещал патриарх в тот момент, когда готовился предстать перед Богом? Тихон призывает «всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве Всевышнему о ниспослании помощи рабочекрестьянской власти в её трудах для общенародного блага».
В. ВАСИЛЕНКО.