КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Календарь событий :: Коммунистическое учение Маркса - квинтэссенция гуманистической идеологии

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Коммунистическое учение Маркса - квинтэссенция гуманистической идеологии





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород



Экономическое учение Маркса общепризнано. Если кто и пытается объявить его устаревшим, то сама жизнь тут же доказывает его актуальность. И в период кризиса конца «нулевых» годов даже Папа Римский отозвался о нём комплиментарно. Но вот коммунистическое учение Маркса многие категорически не приемлют, якобы из-за его антигуманистического характера. При этом, как правило, ссылаются на репрессии в странах, в которых у власти стояли коммунистические партии.

Но разве масштабные репрессии присущи только «коммунистическим режимам»? Разве история столь милого сердцу «истинного демократа» капитализма не пестрит примерами чудовищного насилия – начиная от английского закона 1769 года, предусматривавшего для протестующих рабочих единственное наказание – смертную казнь, до инфернально жестоких методов утверждения современного нового мирового порядка, суть которого в том, что в одних странах сотни тысяч людей, по свидетельству Би-Би-Си, умирают от последствий обжорства, а в других странах миллионы людей гибнут от последствий голода? Да и нацистский режим в Германии, как было доказано на Нюрнбергском процессе, был «призван» к власти вполне респектабельными магнатами капитала.

Чтобы действительно определить характер предложенной Марксом коммунистической идеологии, давайте сопоставим её с тем, что в современной России считается эталоном гуманистической идеологии – христианством. Не религиозным культом, разумеется, который являет собой набор догм и обрядов, а учением Христа. Э. Ренан назвал его «кодексом совершенной жизни», и оно, действительно, вобрало в себя идеи о подлинно человеческом бытии мыслителей-гуманистов разных народов.

Но, прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «идеология». «Перестроечники» приложили немало усилий, чтобы исказить его суть, создать представление об идеологии как о некоем наборе лозунгов, призванных украсить социальную конструкцию. Между тем, по формулировке академика В.А. Коптюга, идеология – «система базовых понятий и взглядов». В сущности, такое же определение – только более многословное – даёт и философский словарь 1984 года. Из этого мы и будем исходить. Очевидно, что фундамент любой идеологии – система ценностей и приоритетов существования. На ней уже формируются прочие взгляды и понятия. Соответственно, система понятий, ценностей, приоритетов существования, которая способствует превращению «одарённого разумом животного» в человека в полном смысле слова: возвышает над животным существованием, позволяет выйти из круга материальных интересов, обрести нравственный идеал бытия, - это и есть гуманистическая идеология.

Учение Христа нацелено на создание условий, благоприятствующих духовному совершенствованию людей. А именно в этом Маркс и Энгельс видели главную цель коммунистических преобразований. Коммунизм в их понимании – система, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа», в которой бы каждый человек «мог совершенно свободно развивать и применять свои способности и силы». Даже в «Капитале» - работе, посвящённой экономическим вопросам, Маркс говорит о том, что основным принципом нового общества «является полное и свободное развитие каждого человека».

Знаменитый принцип коммунистического распределения «Каждому по потребностям» Маркс считал не самоцелью, а условием, необходимым для того, чтобы материальные заботы не препятствовали раскрытию духовного потенциала личности и активной творческой жизни на общее благо. Маркс предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». Соответственно, важнейшим богатством нового общества Маркс считал не матблага, картина потока которых заворожила воображение Хрущёва, а свободное время, поскольку оно является «основным пространством развития личности». Смысл принципа «каждому по потребностям» в освобождении человека от сковывающих духовный мир материальных забот. Можно сказать, что это – реализация принципа учения Христа «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить… и во что одеться».

По сути, адекватно марксистскому и христианское отношение к собственности. Ликвидацию частной собственности только ради экономического и социального равенства Маркс именовал «грубым коммунизмом» и относился к нему критически. В «положительном упразднении частной собственности» он видел, прежде всего, необходимое условие для «подлинного присвоения человеческой сущности человеком».

Евангелие проповедует материальное равенство людей: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»; в Деяниях говорится, что при вступлении в христианские общины, отказ от собственности был обязательным условием. Но требование Христа отказаться от собственности имеет гораздо более глубокий смысл, нежели просто достижение такого равенства.

Согласно воззрениям христианских мыслителей, душа человека находится между плотью и духом. Плотское начало (а религиозные философы трактовали его в широком смысле – как вообще материальные вожделения) связывает с дьяволом, духовное – с Богом. И от того, к какому из них будет склоняться душа, зависит, станет человек подобным Богу или подобным скотине, - именно такой чёткий вывод сделал Эразм Роттердамский. Собственность же – одно из наиболее сильных материальных вожделений. И Христос видел в отказе от собственности необходимое условие духовного возвышения человека, обретения «сокровища на небесах». Но ещё необходимо искоренить собственность как психологический фактор, освободить сознание от её влияния. Именно в этом смысл слов Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Речь ведь идёт отнюдь не о людях, лишённых духовности, а о тех, кто неимущ по духу, кто не только не владеет собственностью, но и свободен от желания владеть ею.

Очень важный момент марксистского коммунистического учения – отношение к труду. Труд – чисто человеческая функция. Однако, как показал Маркс, когда главным стимулом труда становится зарабатывание денег, он не даёт возможности раскрыться человеческому потенциалу людей. «В результате получается положение, - писал Маркс, - что человек чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае, украшая себя, - а в своих человеческих функциях он чувствует себя лишь животным». В таком труде человек не развивает, а разрушает свои духовные силы. Стимулирование такого труда повышением зарплаты только усиливает разрушительное воздействие на духовный мир человека, «заставляя его рабски трудиться на службе у алчности». И для того, чтобы труд способствовал развитию личности, необходимо не повышать оплату работников, а, напротив, освободить труд от материальных стимулов. Это прямо перекликается с основополагающим принципом учения Христа «Не можете служить и Богу и маммоне».

В новом обществе человек будет трудиться для реализации своего человеческого потенциала, и такой труд станет его духовной потребностью. В Евангелиях трудно уловить отзвук этой идеи. Принцип «а кто не работает, тот пусть и не ест», выдвинутый апостолом Павлом, - это принцип не коммунизма, а советского социализма, который рассматривался как переходный период к коммунизму. Но это вряд ли можно интерпретировать как принципиальное расхождение учений Христа и Маркса-Энгельса. Просто две тысячи лет назад, в условиях рабовладельческого общества, даже передовые умы человечества, вероятно, ещё не были готовы выдвинуть такую задачу.

Соответствует духу учения Христа и положение Маркса о «возвращении человека к себе как к человеку общественному» - т.е. преодоление выработанного западной цивилизацией индивидуализма с его приоритетом личных интересов, ведь приоритет общих интересов – один из важнейцших христианских принципов.

Таким образом, учение Христа и коммунистическое учение Маркса-Энгельса совпадают в основополагающих идеологических установках.

Одно из наиболее существенных отличий христианской и марксистской коммунистической идеологий – мотивация следования предложенным принципам. В христианстве, принято считать, - это надежда на жизнь вечную и страх перед возможным воздаянием в мире Ином. Коммунистическая же идеология предполагает, что у человека, достигшего достаточно высокого уровня духовного развития, появится и закрепится внутренняя потребность жить по таким принципам.

Но ведь ещё за века до появления марксизма мыслители гуманисты пришли на вполне «марксистскую» позицию: к примеру, выдающийся религиозный философ Эразм Роттердамский писал: «Основная забота христиан должна быть в том, чтобы дети уже с колыбели в руках образованных людей питались убеждениями, достойными Христа… да так их укоренить, чтобы вырвать их было невозможно. Кто сделает это, тот безо всяких усилий сам воспоследует за добродетелью и решит, что поступающие по-другому достойны сожаления, а не подражания».

Весьма распространённая точка зрения: учение Маркса – революционное, учение Христа – социально-примиренческое, мол, Христос проповедовал «Всякая душа да будет покорна властям» и тому подобное. Да, если бы Иисус проповедовал такое, его бы никогда и не подумали распинать, он бы, говоря словами Уильяма Блейка «кроткий, как ручной осёл, Кайафы милость бы обрёл». Никогда Христос этого не говорил! Это некоторые из Его учеников, вероятно, в надежде облегчить утверждение христианской религии в существующем обществе, пошли на компромисс с его порядками и провозгласили: «Нет власти не от Бога», «Всякая душа да будет покорна властям» и стали проповедовать: «Будьте покорны всякому человеческому начальству», «Рабы, повинуйтесь господам… как Христу» (к сожалению, и в последующем служители христианской религии предпочли, как отметил Эразм Роттердамский, не «исправлять нравы по нормам, установленным Писанием», а «льстить словами Евангелия болезням души… приспосабливая Священное писание к нравам времени»).

А Христос прямо выступал против социальных устоев «всего цивилизованного мира», - когда клеймил: «Горе вам, богатые», «сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение», «и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них»; когда Он призывал к смене не только идеологических, но и социальных принципов, заповедовав Своим последователям: «Князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют над ними, но между вами да не будет так»… Да, Макс Вебер имел основания назвать учение Христа «манифестом великого восстания рабов».

На учении Христа основывались идеи многих утопистов, которые Ленин назвал одним из источников марксизма. Энгельс в работе «О первоначальном христианстве», писал, что для рабочих-коммунистов в середине XIX века была характерна борьба «за восстановление первоначального христианства, подвергающегося прогрессирующему вырождению». Так что и тут нужно говорить не о противоречии, а о преемственности.

Нередко доводится слышать, будто существенное отличие между учениями Христа и Маркса в том, что первое предусматривает изменение общества через изменение внутреннего мира людей, а второе считает необходимым условием совершенствования людей – изменение социально-экономической системы. Не будем вдаваться в рассмотрение того, насколько верна такая трактовка учения Христа. Существенней другое: насколько реалистичен этот путь. Даже такой «идеалист» как Николай Бердяев – и тот был убеждён: «Когда пытаются решить вопрос о совершенствовании человеческой жизни, погрузившись в путь индивидуального нравственного и религиозного совершенствования, то видят, что необходим путь социального изменения». Потому что тот или иной тип социально-экономической системы, как показал американский философ и психолог Эрих Фромм, объективно способствует формированию того или иного типа «социального характера».

Учение Христа при недвусмысленной социальной ориентации не предлагает даже в каком-то самом общем виде социально-экономического механизма, обеспечивающего утверждения содержащихся в нём принципов истинно человеческого бытия в жизни общества. А вот учение Маркса-Энгельса как раз и определило, какие социально-экономические преобразования необходимо провести, чтобы в обществе сложились условия, наиболее эффективно способствующие утверждению гуманистической идеологии в сознании людей и общественном сознании в целом.

Реализация марксистских принципов в советском обществе и дала основания английскому священнику Хьюлету Джонсону сказать, что именно в тот период советские граждане «сделали важнейший за многие годы шаг к истинной вере в истинного Бога».





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 5.05.2015 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Календарь событий - Коммунистическое учение Маркса - квинтэссенция гуманистической идеологии

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники