РЕЛИГИЯ И ДУХОВНОСТЬ
В. ПОЛЯКОВ
На Пасху, как в последние годы уже стало привычным, особенно часто слышались рассуждения о великом значении духовности, о необходимости духовного возрождения нашего общества. Кто ж против? Развитие духовности, в самом деле, имеет чрезвычайно важное значение. Ведь духовность – это именно то, что превращает «наделённое разумом животное» в человека в полном смысле слова: позволяет выйти из круга чисто материальных интересов, возвыситься над животным существованием, обрести нравственный идеал бытия.
Однако священнослужители при активной поддержке власти стремятся отождествить духовность с религиозностью. А вот с этим уже согласиться трудно.
Действительно, учение Христа предлагает людям такие основополагающие принципы существования, утверждение которых в реальной жизни сделало бы возможным духовное возвышение человека и общества - приоритет духовных ценностей и общих интересов, пренебрежение погоней за материальными благами, отказ от собственности ради обогащения духовного, бескорыстие, готовность к личным жертвам ради блага других. Но разве христианский религиозный культ – единственный способ приобщения к жизни по этим принципам? Утверждение, будто нерелигиозный человек не может быть духовным, убедительно опровергается самой жизнью.
К примеру, Альберт Швейцер и в своих философских воззрениях и, главное, в своей жизни проявил себя как человек с очень высокой духовностью. Между тем, историк философии А. Хюбшнер писал о нем: «Швейцер отверг богословское толкование учения Христа... он отрицает божественность Иисуса». Дитрих Бонхеффер, который именно как человек духовный категорически не принимал нацизма, за что и заплатил жизнью, был убежден: «Быть христианином не означает быть религиозным, а означает быть человеком». Возьмём рассказ А. Платонова «Одухотворённые люди». Писатель, который, как утверждают литературоведы посткоммунистического времени, склонялся к православным воззрениям, многого не принимал в советской системе, показал подвиг советских моряков, ценой своей жизни остановивших немецкие танки, именно как подвиг духа. А источник их духовности Платонов увидел в «любви матери, Ленине и Советской Родине». Замечу, что попытка отождествить духовность с религиозностью имеет еще и политический смысл: это позволяет хоть как-то «подпереть» тезис демпропаганды о бездуховности советского общества. А это уже – прямое вранье. Потому что именно в советском обществе были воплощены христианские, по сути, принципы существования людей.
Тема эта очень обширная, и я сейчас не буду в неё углубляться. Сошлюсь только на свидетельства тех, кто в годы «перестройки» и продолживших её «радикальных реформ» стал в ряды врагов коммунизма. Соответственно, они видят не великое достижение советской системы, а её ужасающий порок в том, что в сознании людей была сформирована ориентация на разумные материальные потребности (д-р Рябков), что сознание человека перестало воспринимать частную собственность как естественную закономерность (реж. Захаров), что из сознания людей исчезло стремление заработать побольше денег и собственная корысть сделалась для него неправедной и нелегитимной (социолог Петренко), что у нас была заповедь возлюби ближнего как себя самого, – а надо было «себя сначала возлюбить» (реж. А. Кончаловский)... Но ведь такая трактовка ничуть не умаляет достижений советского воспитания, а лишь показывает, насколько далеки от христианских принципов бытия сами «новомышленцы».
дата: 13.04.2007 Верхний уровень