И ЕЩЁ ОДНО ПРОЯВЛЕНИЕ
«ЗАБОТЫ» ВЛАСТИ О БЕЛГОРОДЦАХ
О. ВАСИЛЬЕВ.
В Белгородской области вступил в действие закон №360, принятый большинством облдумы и подписанный губернатором. По этому закону пассажиров городского общественного транспорта, не имеющих на руках билета, будут штрафовать на 100 рублей.
Спору нет, проблема существует. Не с оплатой проезда – за последние годы мне лишь однажды довелось видеть, как пассажир ушёл от неё. Проблема в том, что невозможно проконтролировать, всю ли выручку водители сдают своему МУП «Городской пассажирский транспорт».
В 7080е годы проблему решали просто: пассажиры приобретали в специальных киосках или у водителя талоны, а в автобусах и троллейбусах стояли компостеры. Кстати, при такой системе у водителей не было личной материальной заинтересованности, заставляющей их по несколько минут простаивать на остановках, собирая побольше людей, изза чего, случается, пешком бывает быстрее дойти, чем доехать на автобусе. Но теперь, среди возможных вариантов решения проблемы, возвращение к талонам и компостерам даже не обсуждалось. Вероятно потому, что в советское время стоимость проезда десятилетиями не менялась, и талоны печатали на годы вперёд; а теперь придётся выпускать новые талоны чуть ли не каждый год. Была идея ввести систему электронной оплаты проезда, но она требует установки турникетов, и, как сообщали СМИ, белгородский мэр назвал цену такого способа решения проблемы «неприемлемой».
Зато все ветви власти в характерном для них стиле правления сочли вполне приемлемым переложить эту проблему на рядовых граждан. Или сам позаботься о приобретении билета при входе, или плати 100 рублей.
Чем это оборачивается для пассажиров, я имел возможность убедиться на собственном опыте. Возвращаясь с рынка с двумя достаточно тяжёлыми сумками, я на остановке «Стадион» был вынужден довольно долго ждать, пока, как и положено, через переднюю дверь выйдут пассажиры, потом с двумя сумками в одной руке и 15 рублями в другой протиснулся в одностворчатую дверь к окошечку в кабине водителя. А, получив заветный билет, пробирался со своими сумками между пассажирами, которые уже приготовились выходить на следующей остановке. Вряд ли ктолибо рискнёт назвать такой способ оплаты проезда удобным для людей.
А ведь, как отмечали СМИ, есть уже апробированный компанией «Белкомтранс», способ решения проблемы, не требующий никаких расходов и усилий. Пассажиры платят водителю при выходе, а водитель в конце рабочего дня сдаёт фиксированную сумму компании. Всё, что сверх неё, официально оставляет себе. Тут есть свои минусы, но для пассажиров это куда менее чувствительно, нежели вариант с билетами.
Правда, при таком способе решения проблемы штрафы брать будет не с кого, а ведь такой перспективный источник пополнения бюджета открывается…
