И ВОТ ДРАКОН ПРИШЁЛ…
В. ВАСИЛЕНКО
Поклонники таланта Евгения Шварца отметили 112 годовщину со дня его рождения. К сожалению, очень многим молодым людям творчество этого замечательного писателя практически не знакомо – книги его в последние годы почти не издают, а экранизации, которые делали со времён «перестройки», не воплощали, а искажали, а порой и извращали дух произведений Шварца. Между тем, никак нельзя сказать, что Шварц ныне устарел – напротив, его произведения в современной России приобрели ту злободневность, которую мы в советское время не ощущали.
Прежде уже в раннем детстве в нашу жизнь входили «Приключения Шуры и Маруси», «Первоклассница», «Два брата», «Снежная королева», «Золушка», «Два клёна»… В этих и других детских повестях и пьесах писатель сумел создать атмосферу, чарующую душу ребёнка. Отличает их и активный гуманизм. Я имею в виду гораздо большее, нежели просто добрый дух произведений(хотя и он им присущ). Столкновение Добра и Зла Шварц показывает – и делает это на вполне понятном для ребёнка уровне – как столкновение жизненных позиций, основанных на принципиально различных системах ценностей.
Зло у Шварца – это не только традиционные коварство и жестокость, это ещё и эгоизм, меркантильность, алчность. «Деньги – вот это радость», - безапелляционно утверждает Советник из «Снежной королевы», а возражения воспринимает как бунт против «разумного» устройства мира. Такую позицию полностью разделяют Мачеха из «Золушки», Баба-Яга из «Двух клёнов» и другие носители зла. И все они без устали заботятся о том, чтобы добыть деньги, почести, власть лично для себя.
Героям, чтобы победить злые силы, необходимо сначала победить зло в своих душах. Тогда они делаются неуязвимыми для внешнего зла. Как говорит Сказочник, «тех, у кого горячее сердце, не превратить в лёд».
И в произведениях для взрослых(таких, как «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо») основная тема – столкновение систем ценностей и принципов человеческого существования, но раскрывается здесь она уже на философском уровне. Остановлюсь на том, что при сегодняшнем прочтении кажется наиболее важным. Это удивительное по прозорливости предупреждение о смертельной угрозе, которую несёт всему подлинно человеческому потребительское отношение к жизни, формируемое в душах людей установкой на приоритет материальных ценностей и приоритет личных интересов.
Шварц назвал эту болезнь души «сытостью в острой форме» и описал её развитие: «Человек честным путём заработал много денег. И вдруг у него появляется зловещий симптом: особый, беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Отныне он бесплоден, слеп и жесток». Болезнь эта не только губительна для души поражённого ею человека, но и опасна для окружающих.
Собственно, такое предостережение звучало и в детских сказках. В «Золушке» говорится, что сестру Мачехи – очень похожую на неё – съел людоед, отравился бедняга и умер. Но то казалось шуткой. А вот во «взрослых» сказках Шварц совершенно серьёзно говорит о том, что люди с потребительской психологией губят вокруг себя всё подлинно человеческое. Порой слепо, но чаще сознательно – потому что органически враждебны ему. У тех из них, кто отдаёт себе отчёт в этом «раздуватели душ» вызывают острую ненависть. «Вот они – воистину злодеи, - утверждает Министр-администратор из «Обыкновенного чуда». – Это они лгут, будто совесть существует в природе, уверяют, что сострадание прекрасно, восхваляют верность, учат доблести и толкают на смерть обманутых дурачков».
Шварц показывает разные проявления этой болезни. И трудно сказать, какое из них страшнее. Министр-администратор. Начинал, имея коробку из-под шляпы, в которой лежали бутерброд и кальсоны. А ныне у него «33 ларца и 22 чемодана» наворованного, по его собственным словам, «у каждого понемножку», - а чего стесняться, когда он уверен в том, что «все люди – свиньи, только одни в этом признаются, а другие ломаются». Потом он захватил власть в королевстве – и всё стало служить одному: разбойничьему его кошельку.
Журналист Цезарь Борджиа из «Тени». «Раб моды», - характеризуют его знакомые. Как-то в моду вошёл загар, и он загорел дочерна. Но тут мода на загар прошла, и журналист сделал операцию: пересадил на лицо кожу с единственного незагорелого места – из-под трусов. И с тех пор он сделался совершенно бесстыдным.
Певица Юлия Джулии из «Тени». Ещё девочкой она, чтобы сохранить башмачки, наступила на хлеб. «С тех пор она наступает и наступает – на хороших людей, на лучших подруг и даже на самое себя – и всё для того, чтобы сохранить свои башмачки, чулочки и платьица». И больше всего Юлия боится, что «вдруг войдёт в моду быть хорошим человеком – ведь это так хлопотно».
Все эти люди паразитируют на рядовых обывателях, но те не способны ни на что большее, нежели раздражённое ворчание. И дело тут не только в тупой покорности, - показывает Шварц, - просто обыватели мыслят теми же представлениями, что и их угнетатели. «Горе тому, кто заставит их думать о чём-нибудь другом, кроме денег», - предупреждает в «Тени» Доктор Учёного. А Ланселот в «Драконе» рассказывает, что несколько раз был смертельно ранен – и всегда теми, кого спасал.
Я не буду рассуждать о том, насколько точно реализовалось в нашей действительности предупреждение Шварца после того, как и у нас «тени» и «министры-администраторы» дорвались до власти в стране. Скажу другое: если писатель оказался столь прозорливым в одном, то можно надеяться, что он не ошибся и в другом – в том, о чём с тревогой говорит Министр из «Тени»: «Я открыл один не особенно приятный закон. Как раз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову». И быть может, действительно, «волшебным чувствам» - верности, благородству, умению любить – никогда не придёт конец. Только надо помнить, что героям Евгения Шварца победа не была дарована с помощью чудесных сил. Они добывали её в трудной и опасной борьбе.
дата: 27.10.2008 Верхний уровень