И ПОСЛЕ ЭТОГО ГОВОРИТЬ О РАЗВИТИИ?
Продолжаем (начало в «СК» №38) публикацию «скорбного списка» важных, порой жизненно важных для страны, предприятий, построенных в Советской, а, порой, ещё и в царской России, и уничтоженных в годы правлениях тех, кто ныне неустанно разглагольствует о необходимости «диверсификации экономики», «новой индустриализации», «импортозамещения».
ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)
Банкротом в 2009 году себя признало крупнейшее предприятие ЦАО завод «СЧЕТМАШ» (г. Курск). Собственно, это и не удивительно, так как примерно в то же время стал «проседать» и «АвтоВАЗ», для которого «СЧЁТМАШ» выпускал авто электронику.
ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)
Зимой 2011 года ПИЗ поставил точку в истории с банкротством, которая тянулась аж с 2004 года. Точка оказалась печальной и безжалостной для той массы трудящихся, которые ежедневно горели мыслью перевыполнить план для великой и могучей страны.
В целом производство станкостроительной отрасли в России составляет около 23% от уровня 1990 года.
АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (г. Рубцовск, 1942–2010)
По мнению «заставших» СССР, данный завод был одним из крупных в сегменте машиностроения в восточной части страны. В интересах же государства, чтобы этот завод возродился, так как именно он станет надежной опорой для планов модернизации сельского хозяйства. Без трактора я не видел ещё ни одного колхоза или фермера. Именно тракторы являются важнейшим звеном в цепи производства сельскохозяйственной продукции.
Для справки: Производство тракторов в России на данный момент если и не уничтожено полностью, то упало в десятки раз. В 2009–2010 гг. в среднем выпускалось около 34 тысяч тракторов в год. В советское время выпуск тракторов всех видов в России приближался к 230 тысячам единиц в год. С 1992 года завод преобразован в открытое акционерное общество «Алтайский трактор». Сейчас с конвейера сходят трелёвочные тракторы ТТ4М в различных модификациях и сельскохозяйственные тракторы Т402.01. А в цехах ОАО «Алтайский трактор» конструкторы готовят к постановке на производство новые гусеничные тракторы четвертого, пятого и шестого тягового класса: Т402, Т5.01 и А600.
ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (1943–2009)
По найденным мною данным, стало известно, что не всё потеряно для завода. На территории ЛТЗ довольно успешно ведут свою деятельность паратройка мелких частных производств. Например, кузнечное.
Ирония, да и только.
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (г. Петрозаводск, 1939–2010)
Ах, «Авангард»… Ведь именно в честь него в Петрозаводске в своё время назывались самые именитые кафе и рестораны, гостиницы и оздоровительные комплексы. История этого города немыслима без данного предприятия, а промышленность России без его продукции. Сегодня уже можно констатировать факт, что знаменитого завода, известного не только в Карелии, но и за её пределами, входящего в список стратегических предприятий России, практически не существует. В 2010 году завод признан банкротом, здания распроданы за долги.
ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (г. Владивосток, 1895–2009)
ОАО «ХК Дальзавод» — крупнейшее судоремонтное предприятие Дальнего Востока.
Закономерность ли, что быстрее всех банкротятся именно предприятия стратегического значения? Судя по последним датам в скобках, можно увидеть, что гибель предприятий приходится не на лихие 90е, а на нулевые годы этого столетия. Разве это модернизация, когда взамен таким гигантам приходит зависимость от нефти и газа? Может, не зря заварилась вся эта каша с санкциями против России и кризис на Украине, когда руководящему страной органу наглядно показаны самые слабые стороны экономики страны? Может, Америка и поддерживающие их страны оказывают нам неоценимую услугу, заставляя в критических условиях и в сжатые сроки наращивать свое производство? И слава Богу, что не война принудила к этому, а лишь единичные ограничения на ряд секторов экономики. Случись это немного раньше, например лет десять назад, для спасения «Дальзавода» нужна была бы в общем смешная по меркам российской нефтянки сумма — около полутора миллиарда рублей (для сравнения: в 2010 году валютная выручка российской нефтяной отрасли составила не менее 200 миллиардов долларов, то есть около 6 трлн рублей).
Материал подготовил: Антон Полевой.
При подготовке материала, за исключением цитируемых источников, использовались официальные сайты перечисленных предприятий, подкреплённые выдержками из открытых электронных энциклопедий.
(http://www.epps.ru/journal/detail.php?id=1283)
Продолжение следует.