ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБРЕЧЁННОСТЬ КАПИТАЛИЗМА
Юбилей Фридриха Энгельса – повод вспомнить о том, что Маркс и Энгельс, проведя глубокое исследование капиталистической системы, пришли к выводу о её исторической обречённости. Со второй половины ХХ века «ниспровергатели» марксизма пытаются доказать несостоятельность тезиса о неизбежности гибели капитализма – ведь к этому времени экономическая система в развитых капиталистических странах претерпела существенные изменения, и целый ряд тенденций, характерных для XIX века, в новой модели капитализма уже не проявлялись.
Однако опыт уже нового века показывает, что социальноэкономическая система капитализма, при всех изменениях в ней, остаётся неустойчивой. Но не будем сейчас углубляться в рассмотрение этого вопроса. Сейчас остановимся на другом. Энгельс пришёл к выводу об исторической обречённости капитализма вследствие неизбежности его духовного вырождения.
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридрих Энгельс показал, что если в материальном отношении переход от первобытной общины к классовому обществу был прогрессом, то в моральном – «грехопадением», ибо «самые низменные интересы – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная алчность, эгоистический грабёж общего достояния – являются восприемниками нового, цивилизованного, классового общества».
После разрушения первобытной общины «цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдалённой степени, отмечает Энгельс. – Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей, развив их в ущерб остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с её первого до сегодняшнего дня».
Капиталистическая система, в которой стремление к обладанию собственностью, жажда наживы, индивидуализм стали уже абсолютно доминирующими, всё себе подчиняющими стимулами, самой своей природой обрекает общество на полную духовную деградацию. В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что она «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного чистогана. В ледяной воде эгоистического расчёта потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма… лишила священного ореола все виды деятельности».
Эта «родовая черта» капитализма полностью сохранилась и в его современной модели. В ХХ веке философапологет капитализма Айн Рэнд утверждала, что «выражение “делай деньги!” является основой человеческой морали». А уже на рубеже ХХ и XXI веков известный хищник капитализма Дж. Сорос констатировал: то, что прежде было обменным эквивалентом, узурпирует роль высшей человеческой ценности.
А духовное вырождение общества неизбежно ведёт к его загниванию и, в конечном счёте, к гибели. Для выживания цивилизации необходима, говоря словами основателя Римского клуба А. Печчеи, «человеческая революция» радикальная смена ценностей и приоритетов идеологии общества. Но для этого необходима осуществить смену социальноэкономических устоев капитализма, поскольку – Маркс и Энгельс и тут правы: социальное бытие определяет социальное сознание. И даже очень далёкие от марксистов специалисты во второй половине ХХ века предупреждали, что единственная альтернатива этому – гибель человечества. . «Если нынешний ход развития человечества не будет изменён, то глобальный крах во всех человеческих делах неминуем», предупреждали Манфред Зибкер и Йоши Кайя в «Докладе из Токио».
В. ВАСИЛЕНКО.