Белгородские власти хотят «столкнуть лбами» водителей и пешеходов. Затеяв масштабные преобразования в сфере дорожного хозяйства и транспорта, на выходе администрация области и города получила как недовольных автомобилистов, так и негодующих пассажиров общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов. Для этого достаточно почитать комментарии в социальных сетях. Депутаты-коммунисты Белгородского городского совета взяли на себя инициативу собрать большинство замечаний и добиться проверки реализуемых проектов из федерального центра, поскольку в Белгороде к жителям никто не собирается прислушиваться. На обращения депутатов в администрацию и подконтрольные ей структуры приходят отписки, а иногда запросы коммунистов и вовсе остаются без ответа. Мнение коммунистов Белгорода разделяет депутат Государственной Думы Сергей Гаврилов, который готов оказать содействие и направить запросы в соответствующие структуры.
В городе Белгороде в настоящее время идет масштабная транспортная реформа. Начата она по инициативе департамента строительства и транспорта Правительства Белгородской области. Никакого обсуждения с общественностью до начала работ не проводилось. Когда-то, еще в 2016 году, экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко изрек свою знаменитую фразу: «Мы должны сделать город неудобным и дорогим для автомобилистов». И с тех пор началась поэтапная работа в этом направлении. Сначала была создана зона платных парковок в центре областного центра. Теперь эту зону расширяют на жилые кварталы, в том числе на окраинах города. В планах городской администрации — сделать платным въезд в центр города для всех автомобилистов.
Две главные городские магистрали, соединяющий спальные районы с центром города, через которые проходит основной пассажиропоток с юго-запада на север, претерпевают существенные изменения, связанные с ограничением движения личного транспорта граждан. Следует отметить, что так называемый район «Харьковская Гора», через который проходит улица Щорса, застроен высотными домами, плотность населения здесь гораздо выше, чем в центре или северных районах города. Через улицу Щорса в город заезжают жители Белгородской агломерации из поселков Дубовое, Таврово, Никольское, Соломино и др. На улице Щорса в 2020 г. были построены выделенные полосы для движения общественного транспорта посередине дороги по типу трамвайных путей, а не в крайней правой полосе. При этом, для личного и коммерческого транспорта при движении в центр на улице Щорса оставлена только одна полоса, специально суженная до 3,25 метров. Кроме того, дорога выполнена с искусственными изломами (до реконструкции была прямая). Полосы для личного транспорта огорожены высокими бордюрными камнями, исключающими съезд с полосы в случае затора или ДТП, обочин не предусмотрено. Ширина этих полос не позволяет чистить снег в зимнее время стандартной снегоуборочной техникой, с шириной вала 3 метра. Такое исполнение проекта небезопасно для всех участников дорожного движения.
Как объясняют разработчики реформы во главе с главой департамента строительства и транспорта области Евгением Глаголевым, все это сделано для успокоения трафика, а также для увеличения скорости движения автобусов, для которых устанавливается безусловный приоритет.
Также на улице Щорса построено большое количество наземных пешеходных переходов, а подземные переходы, построенные ранее, ликвидируются. Количество пересечений потоков транспорта и пешеходов выросло в два раза.
По СП 42 13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) главные дороги должны быть отнесены к магистралям 1 класса, где пешеходные переходы устанавливаются вне проезжей части. Данное требование СНиП при реконструкции улицы Щорса демонстративно нарушено.
На проспекте Богдана Хмельницкого также выделены полосы для ОТ с правой стороны, кардинально изменена разметка, присутствует значительная изломанность. При этом, проспект является частью федеральной трассы М2 Москва — Крым и однозначно является главной дорогой в городе.
Все мероприятия транспортной реформы объясняются населению повышением безопасности и доступности среды для инвалидов и пожилых людей, пешеходов с колясками.
С ноября 2020 г. в городе также планируется принципиальное изменение схемы движения общественного транспорта (по типу метрополитена с магистральными, социальными и подвозящими маршрутами). Впервые планируется запустить маршрутные транспортные средства по путепроводам, имеющим значительные уклоны. Горожане опасаются насчет безопасности движения автобусов по «Новому мосту» из центра города на пр. Ватутина и обратно. Для пассажиров введение новой маршрутной схемы выливается в увеличение количества пересадок при интервале для бесплатной пересадки всего в 45 минут. В подвозящих маршрутах установлен интервал движения автобусов в 1 час, что очень неудобно для жителей районов ИЖС. Расчеты при оплате поездок выполняются банковскими картами, проездные билеты не выпускаются. Не все находят такую форму расчета удобной. Наличная оплата практически полностью исключена, а оплата проезда наличными дороже на 25%. Прокурор города Белгорода вносил протест на распоряжение администрации о расчете стоимости проезда в городском пассажирском транспорте, считая его не обоснованным. Однако администрация г. Белгорода протест не удовлетворила.
Вводимые изменения вызывают у большинства белгородцев стресс и недовольство. Проект реконструкции не был обнародован, с ним невозможно было ознакомиться заранее. Только теперь Департамент строительства обещает его опубликовать.
Кроме того, на улице Щорса закрыто большинство выездов с прилегающих территорий, а с улицы 5 Августа выезд на улицу Щорса запрещен совсем, кроме автобусов. Поток транспортных средств с двух кварталов, застроенных высотными домами, направлен через внутриквартальный проезд вдоль домов № 2 А и 17 по ул. Дегтярева, д. № 129 А по ул. Железнодорожной (разработчики называют этот проезд дублером, но это не так) не рассчитанных на увеличенные нагрузки и предназначенные только для проезда к жилым домам.
Не лучше себя чувствуют и пассажиры общественного транспорта. Остановки на улице Щорса посередине дороги расположены на узких платформах, продуваются ветром, не скрыты от осадков, брызг из-под колес транспорта. Белгородцы исследовали материал, из которого сделаны новые остановки. Оказалось, что это стекло! Очень опасный материалы для людей в случае аварии! Посадка в автобус во всяком случае предполагает пересечение проезжей части, даже если поездка совершается в попутном направлении. Интервалы светофоров не позволяют пересечь магистраль до смены сигнала светофора за одну попытку. Особенно тяжело пожилым людям и пешеходам с колясками – за 14-16 секунд невозможно преодолеть две полосы и остановку.
Еще пешеходы и велосипедисты отмечают, что после реконструкции для пешеходов и велосипедистов построили совместную дорожку, очень узкую, очень небезопасную.
На проспекте Богдана Хмельницкого запрещен левый поворот на Свято-Троицкий бульвар, что вызывает повышенную нагрузку на перекресток с ул. Преображенской, где затор не рассасывается в течение всего дня, а в прямом направлении свободна только одна полоса. Разметкой теперь запрещен правый поворот с пр. Богдана Хмельницкого на ул. Котлозаводскую, что также повышает нагрузку на перекресток с ул. Преображенской. Также муниципалитет анонсировал закрытие с 20 октября 2020 г. левого поворота с пр. Б. Хмельницкого на пр. Славы, но потом глава администрации города на брифинге сказал, что это не точно. Складывается ощущение, что нет четкого плана реконструкции, и некоторые решения принимаются на ходу, непродуманно, а что особенно очевидно – без учета мнения населения.
На прошедшем 6 октября 2020 г. public talk в зале «31 регион» «Точки кипения» пришедшим (строго по спискам приглашенных) активистам было разъяснено, что другого пути развития у Белгорода нет, кроме ограничения использования личного транспорта. Диалог с теми, кто недоволен преобразованиями, власть выстраивать не собирается.
На указанные выше преобразования региональным центром получены деньги как из областного, городского, так и из федерального бюджета. На реконструкцию улицы Щорса в 2020 г. выделено более 522 млн. рублей, планируется всего освоить более миллиарда рублей.