Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Транспортная реформа в Белгороде требует экспертизы»

Коммунисты — депутаты Белгородского городского совета требуют экспертизы «транспортной реформы» и проверки Счетной палатой РФ освоения бюджетных средств при реализации проекта реконструкции улицы Щорса. С письмом о поддержке они обратились к депутату Государственной Думы ФС РФ от КПРФ Сергею Гаврилову.

Белгородские власти хотят «столкнуть лбами» водителей и пешеходов. Затеяв масштабные преобразования в сфере дорожного хозяйства и транспорта, на выходе администрация области и города получила как недовольных автомобилистов, так и негодующих пассажиров общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов. Для этого достаточно почитать комментарии в социальных сетях. Депутаты-коммунисты Белгородского городского совета взяли на себя инициативу собрать большинство замечаний и добиться проверки реализуемых проектов из федерального центра, поскольку в Белгороде к жителям никто не собирается прислушиваться. На обращения депутатов в администрацию и подконтрольные ей структуры приходят отписки, а иногда запросы коммунистов и вовсе остаются без ответа. Мнение коммунистов Белгорода разделяет депутат Государственной Думы Сергей Гаврилов, который готов оказать содействие и направить запросы в соответствующие структуры.

В городе Белгороде в настоящее время идет масштабная транспортная реформа. Начата она по инициативе департамента строительства и транспорта Правительства Белгородской области. Никакого обсуждения с общественностью до начала работ не проводилось. Когда-то, еще в 2016 году, экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко изрек свою знаменитую фразу: «Мы должны сделать город неудобным и дорогим для автомобилистов». И с тех пор началась поэтапная работа в этом направлении. Сначала была создана зона платных парковок в центре областного центра. Теперь эту зону расширяют на жилые кварталы, в том числе на окраинах города. В планах городской администрации — сделать платным въезд в центр города для всех автомобилистов.

Две главные городские магистрали, соединяющий спальные районы с центром города, через которые проходит основной пассажиропоток с юго-запада на север, претерпевают существенные изменения, связанные с ограничением движения личного транспорта граждан. Следует отметить, что так называемый район «Харьковская Гора», через который проходит улица Щорса, застроен высотными домами, плотность населения здесь гораздо выше, чем в центре или северных районах города. Через улицу Щорса в город заезжают жители Белгородской агломерации из поселков Дубовое, Таврово, Никольское, Соломино и др. На улице Щорса в 2020 г. были построены выделенные полосы для движения общественного транспорта посередине дороги по типу трамвайных путей, а не в крайней правой полосе. При этом, для личного и коммерческого транспорта при движении в центр на улице Щорса оставлена только одна полоса, специально суженная до 3,25 метров. Кроме того, дорога выполнена с искусственными изломами (до реконструкции была прямая). Полосы для личного транспорта огорожены высокими бордюрными камнями, исключающими съезд с полосы в случае затора или ДТП, обочин не предусмотрено. Ширина этих полос не позволяет чистить снег в зимнее время стандартной снегоуборочной техникой, с шириной вала 3 метра. Такое исполнение проекта небезопасно для всех участников дорожного движения.

Как объясняют разработчики реформы во главе с главой департамента строительства и транспорта области Евгением Глаголевым, все это сделано для успокоения трафика, а также для увеличения скорости движения автобусов, для которых устанавливается безусловный приоритет.

Также на улице Щорса построено большое количество наземных пешеходных переходов, а подземные переходы, построенные ранее, ликвидируются. Количество пересечений потоков транспорта и пешеходов выросло в два раза.

По СП 42 13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) главные дороги должны быть отнесены к магистралям 1 класса, где пешеходные переходы устанавливаются вне проезжей части. Данное требование СНиП при реконструкции улицы Щорса демонстративно нарушено.

На проспекте Богдана Хмельницкого также выделены полосы для ОТ с правой стороны, кардинально изменена разметка, присутствует значительная изломанность. При этом, проспект является частью федеральной трассы М2 Москва — Крым и однозначно является главной дорогой в городе.

Все мероприятия транспортной реформы объясняются населению повышением безопасности и доступности среды для инвалидов и пожилых людей, пешеходов с колясками.

С ноября 2020 г. в городе также планируется принципиальное изменение схемы движения общественного транспорта (по типу метрополитена с магистральными, социальными и подвозящими маршрутами). Впервые планируется запустить маршрутные транспортные средства по путепроводам, имеющим значительные уклоны. Горожане опасаются насчет безопасности движения автобусов по «Новому мосту» из центра города на пр. Ватутина и обратно. Для пассажиров введение новой маршрутной схемы выливается в увеличение количества пересадок при интервале для бесплатной пересадки всего в 45 минут. В подвозящих маршрутах установлен интервал движения автобусов в 1 час, что очень неудобно для жителей районов ИЖС. Расчеты при оплате поездок выполняются банковскими картами, проездные билеты не выпускаются. Не все находят такую форму расчета удобной. Наличная оплата практически полностью исключена, а оплата проезда наличными дороже на 25%. Прокурор города Белгорода вносил протест на распоряжение администрации о расчете стоимости проезда в городском пассажирском транспорте, считая его не обоснованным. Однако администрация г. Белгорода протест не удовлетворила.

Вводимые изменения вызывают у большинства белгородцев стресс и недовольство. Проект реконструкции не был обнародован, с ним невозможно было ознакомиться заранее. Только теперь Департамент строительства обещает его опубликовать.

С реконструируемой улицы Щорса потоки транспорта перераспределяются на другие улицы: Губкина, Красноармейскую, Донецкую, Волчанскую, объездную дорогу, проспект Ватутина. В результате в городе заторы возникают практически на всех дорогах, даже во внепиковые часы, которых раньше никогда не было.

Кроме того, на улице Щорса закрыто большинство выездов с прилегающих территорий, а с улицы 5 Августа выезд на улицу Щорса запрещен совсем, кроме автобусов. Поток транспортных средств с двух кварталов, застроенных высотными домами, направлен через внутриквартальный проезд вдоль домов № 2 А и 17 по ул. Дегтярева, д. № 129 А по ул. Железнодорожной (разработчики называют этот проезд дублером, но это не так) не рассчитанных на увеличенные нагрузки и предназначенные только для проезда к жилым домам.

Перенаправленные потоки теперь двигаются практически под окнами жилых домов.
Огромные пробки ежедневно собираются на примыкающих к улице Щорса улицах Апанасенко, Горького.

Не лучше себя чувствуют и пассажиры общественного транспорта. Остановки на улице Щорса посередине дороги расположены на узких платформах, продуваются ветром, не скрыты от осадков, брызг из-под колес транспорта. Белгородцы исследовали материал, из которого сделаны новые остановки. Оказалось, что это стекло! Очень опасный материалы для людей в случае аварии! Посадка в автобус во всяком случае предполагает пересечение проезжей части, даже если поездка совершается в попутном направлении. Интервалы светофоров не позволяют пересечь магистраль до смены сигнала светофора за одну попытку. Особенно тяжело пожилым людям и пешеходам с колясками – за 14-16 секунд невозможно преодолеть две полосы и остановку.

Еще пешеходы и велосипедисты отмечают, что после реконструкции для пешеходов и велосипедистов построили совместную дорожку, очень узкую, очень небезопасную.

На проспекте Богдана Хмельницкого запрещен левый поворот на Свято-Троицкий бульвар, что вызывает повышенную нагрузку на перекресток с ул. Преображенской, где затор не рассасывается в течение всего дня, а в прямом направлении свободна только одна полоса. Разметкой теперь запрещен правый поворот с пр. Богдана Хмельницкого на ул. Котлозаводскую, что также повышает нагрузку на перекресток с ул. Преображенской. Также муниципалитет анонсировал закрытие с 20 октября 2020 г. левого поворота с пр. Б. Хмельницкого на пр. Славы, но потом глава администрации города на брифинге сказал, что это не точно. Складывается ощущение, что нет четкого плана реконструкции, и некоторые решения принимаются на ходу, непродуманно, а что особенно очевидно – без учета мнения населения.

Еще необходимо отметить, что теперь на всем протяжении улицы Щорса на расстоянии более 4 км и на всем протяжении проспекта Богдана Хмельницкого на расстоянии 7,5 км разметкой и знаками запрещается высадка пассажиров из личного транспорта и такси на остановках, хотя Правилами дорожного движения это не запрещено. Белгородцев это возмущает, люди спрашивают в социальных сетях: почему теперь для высадки пассажиров надо отыскивать специальные места, где высаживать школьников, где их забирать? Запрещено движение по полосам для ОТ также и автомобилям такси под предлогом «что каждый может получить лицензию и ездить по выделенной полосе».

На прошедшем 6 октября 2020 г. public talk в зале «31 регион» «Точки кипения» пришедшим (строго по спискам приглашенных) активистам было разъяснено, что другого пути развития у Белгорода нет, кроме ограничения использования личного транспорта. Диалог с теми, кто недоволен преобразованиями, власть выстраивать не собирается.

На указанные выше преобразования региональным центром получены деньги как из областного, городского, так и из федерального бюджета. На реконструкцию улицы Щорса в 2020 г. выделено более 522 млн. рублей, планируется всего освоить более миллиарда рублей.

Активисты города обоснованно говорят о том, что принудительная пересадка белгородцев с личного автомобильного транспорта в общественный в период пандемии новой коронавирусной инфекции несвоевременна. В неблагоприятный эпидемиологический период самым безопасным транспортом является личный. Среди активистов есть логичные предположения о том, что бенефициаром всей этой «транспортной революции» является монополист на рынке пассажирских перевозок в Белгороде и Белгородском районе – ООО «Единая транспортная компания», ОГРН 1193123010145, ИНН 3123452980. Изначально данная организация создавалась тремя муниципалитетами: МО «Город Белгород», МО «Белгородский район», МО «Поселок Северный». Именно такие решения принимались муниципальными депутатами на сессиях. Позже общественность узнала, что 72, 1 % уставного капитала транспортного предприятия принадлежит ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», городу Белгороду – 13,94 %, Белгородскому району – 13,94 %, поселку Северный – 0,01 %. Единственным участником ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» является Белгородская область. Мэр областного центра Юрий Галдун на вопрос депутатов фракции КПРФ не смог объяснить, как город утратил контрольный пакет в транспортной компании и с чем связано вхождение в состав участников фонда поддержки ИЖС (квазигосударственной структуры, не подотчетной представительным органам). Незадолго до этого было ликвидировано через банкротство МУП «Городской пассажирский транспорт», практически приостановлено движение троллейбусов по городу.
Также хотелось бы отметить, что и в области реализуются необоснованные ограничения на трассах, в том числе федерального значения. Вне населенных пунктов необоснованно устанавливаются ограничения скорости в 50 или 70 км/ч, устанавливаются разделительные столбики на двухполосных дорогах, что, однако не приводит к снижению аварийности по сравнению с соседними областями (Курской и Воронежской).
Транспортная реформа в Белгороде требует проверки и экспертизы проекта и его исполнения, а также аудита по использованию бюджетных средств, в том числе федеральных.
Коммунисты обратятся в Министерство строительства РФ, в Министерство транспорта РФ, в целях проведения государственных экспертиз в подведомственных экспертных организациях в отношении проекта и исполнения реконструкции улицы Щорса в городе Белгороде, в ФАС РФ — по вопросу деятельности ООО «ЕТК» (ОГРН 1193123010145, ИНН 3123452980), и в Счетную палату РФ в целях проверки правильности освоения бюджетных средств при реализации проекта реконструкции улицы Щорса.