Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Он был с нами…

… Теперь его с нами нет. 12 ноября на 96-м году ушёл из жизни Пётр Григорьевич Коняев – коммунист, партийный деятель Белгородской области, ветеран Великой Отечественной войны и НИУ БелГУ, активный член РУСО. Его смерть меня поразила. И не только сама по себе, но и тем редчайшим случаем, которое встречается раз в тысячу лет – вместе с ним покинула этот мир и его супруга. В один и тот же день! Вообще, такое бывает. Скажем, в результате автомобильной или авиационной катастрофы. Или по обоюдному волеизъявлению супругов. Подобным классическим примером является супружеская пара Лафаргов – французского социалиста Поля Лафарга и дочери К. Маркса Лауры. Они прожили совместную долгую жизнь во взаимной любви и уважении друг к другу, но дали обет: когда придёт дряхлеющая старость, покончить с собой. Этот час настал 21 ноября 1911 года – Лафарги приняли цианистый калий. Но это смерть рукотворная, а в случае с Коняевыми распорядилась природа. Действительно, уникальный случай! Одновременная смерть супругов заставляет меня вспомнить о каждом из них.

С Коняевыми знаком давно. Но так получилось, что с Марией Трофимовной познакомился раньше, чем с Петром Григорьевичем. Я жил в Краснодаре, состоял лектором краевой организации общества «Знание». Где-то в начале девяностых годов меня по бытующему тогда лекторскому обмену направили в Белгород. Так судьба свела меня с Марией Трофимовной. Отработав целую неделю в районах области, я отчитался перед небольшим коллективом Белгородской областной организации общества «Знание» и получил приглашение: «приезжайте ещё!». Приезжал. А когда уже окончательно приехал, то узнал, что мой коллега по РУСО Коняев является супругом Марии Трофимовны.

Вполне естественно, встречались мы с ней не так часто, как с Петром Григорьевичем. Помню застолье в университете по случаю его 80-летия и слова Марии Трофимовны: «Спасибо, Анатолий Михайлович, за тёплые слова о муже». Помню её голос, кода по телефону обсуждал с Коняевым какие-то вопросы; «Петя, иди, Сергиенко просит!» Думал выразить ей соболезнование, когда узнал о кончине Петра Григорьевича, но телефон не отвечал. Теперь её голоса больше не услышу. Не услышу и голоса Петра Григорьевича. Жутко от этой реальности!

Хочется вспомнить некоторые наиболее значимые события из жизни этого неординарного человека. Он не только умер в один день вместе с женой, но «умудрился» появиться на белый свет в соответствии с крылатой фразой Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Я об этом писал от имени Совета Белгородского отделения РУСО в поздравительной статье по случаю его 90-летия «С юбилеем, Пётр Григорьевич!» И не только об этом. В ней я постарался пройти по основным вехам его жизненного пути. Будет правильным, если сегодня, в эти скорбные дни, я её повторю, сделав небольшие сокращения.

«Его день рождения особенный, он овеян революционной романтикой. Чтобы это понять, достаточно указать только дату этого события – 18 марта 1926 года. Любой порядочный человек, для которого равенство и счастье людей планеты Земля не пустой звук, тут же скажет: «Это день парижской Коммуны, первой в мире пролетарской революции». Ровно через 55 лет после этого эпохального события в селе Чапкино Губкинского района родился мальчик Петя, для которого идеалы Великой французской революции стали смыслом жизни.

Счастьем можно назвать и тот факт, что родился Пётр в стране, которая воплотила в реальность то, к чему стремились парижские рабочие!? Он взрослел и мужал в годы строительства социализма, первых пятилеток и небывалого трудового энтузиазма советского народа. В 1940 году вступил в комсомол. Руками тех, кто свершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, строились заводы и фабрики, прокладывались железнодорожные магистрали, возводились жилые дома. Старшее поколение давало возможность таким молодым людям, как он, учиться. Но…

И наступил в его жизни, как и у всего советского народа, крутой поворот. Счастливым его не назовёшь. Фашистское вторжение совпало со школьными каникулами между восьмым и девятым классами. Война – это не прогулка по Невскому проспекту. Оборванное детство, всевозможные лишения, бомбёжки, сочившиеся кровью военные сводки, переживания. И неистовое стремление взять в руки оружие. Оно усилилось, когда в 1942 году в родные края пришли немцы. Желание стать защитником Родины исполнилось через полтора месяца после семнадцатилетия. Ровно два года воевал в Европе Пётр Григорьевич в составе зенитно-артиллерийского полка. А потом ещё участвовал и в войне с Японией.

После дел военных ещё один крутой поворот – вхождение в мирную жизнь. Без дальнейшей учёбы она молодому коммунисту Петру Коняеву не мыслилась. Надо было завершить оборванное войной среднее образование. Благо ещё в период армейской службы после окончания войны, сумел закончить обучение в девятом классе. Тягу молодого человека к учёбе в райкоме партии одобрили и поддержали. А ученику десятого класса было уже далеко за двадцать. Но сколько таких парней в военных гимнастёрках после войны село за парты!

Куда же податься после окончания школы? Без всякого сомнения, военная служба предопределила выбор будущей профессии. Как ни как, а зенитная артиллерия, помимо всего, это и физика, и математика одновременно. Областной центр Курск, ещё не залечивший военные раны к началу пятидесятых годов (на всю жизнь запомнился актовый зал пединститута с дырой от бомбы в потолке), на целых пять лет стал родным городом. И всё же после окончания физико-математического факультета с красным дипломом молодой специалист вернулся на родную Белгородчину, которая, пока он учился, отпочковалась от Курской области и стала самостоятельной. Находившийся в Старом Осколе учительский институт перебазировался в Белгород. Сюда ассистентом на кафедру общей физики и прибыл Пётр Григорьевич.

В середине пятидесятых годов человечество делало первые шаги по тропинке в космос. Среди стран, штурмующих неизвестное и загадочное, был и Советский Союз. Молодой физик Пётр Коняев не мог остаться в стороне от этих эпохальных событий. Его увлечённость космическими проблемами воплотилась в конкретные дела: на кафедре общей физики Белгородского педагогического института появилась его научная работа «В верхних слоях атмосферы», а он сам стал первым в Белгороде пропагандистом нового дела. Да и кандидатская диссертация была посвящена космическим проблемам.

Всё это предопределило ещё один жизненный поворот – Петру Григорьевичу предложили работу в отделе науки и школ в обкоме партии. Семь лет трудился он на одном из ответственейших участков партийной работы. За это время окончил обучение в Высшей партийной школе и успешно защитил кандидатскую диссертацию. И вновь в пединститут, теперь уже доцентом на кафедру философии. В 1972 году коммунисты Белгородского педагогического института избрали П.Г. Коняева секретарём парткома. Двухлетняя работа в этой должности стала трамплином к капитанскому мостику – в 1974 году Петр Григорьевич стал ректором института.

В советское время сложилась практика, ставшая традиционной, – привлекать ректоров вузов к руководству общественными организациями. С 1972 года Пётр Григорьевич возглавил областную организацию общества «Знание», став Председателем правления. Сотни высококвалифицированных лекторов, тысячи лекций по различным проблемам общественной жизни. Практически все трудовые коллективы были охвачены лекционной работой, получали максимум знаний. Этим великим делом просвещения в Белгородской области руководил он, Пётр Григорьевич Коняев.

Три года он являлся председателем областного Советского комитета Защиты мира. Эта общественная должность давала возможность выезжать за рубеж. Пётр Григорьевич побывал практически во всех социалистических странах Европы, а также в Египте и Японии. Увиденное осмысливалось и использовалось в лекционной работе по линии общества «Знание» и вузовском учебном процессе.

Двенадцать лет трудился П. Г. Коняев ректором Белгородского педагогического института. За эти годы под его руководством была подготовлена не одна тысяча специалистов школьного образования. Многие из них и по сей день трудятся в различных школах области. С должности ректора он и ушёл на пенсию. Этот новый поворот в жизни, начавшийся с 1986 года и продолжающийся вот уже тридцать лет, также наполнен трудом. Главным образом общественным.

Крутым поворотом, даже крутым переломом в личной жизни стал для коммуниста Коняева запрет КПСС в 1991 году, распад СССР, контрреволюционный переворот в 1993 году, насильственное свержение советской власти. Рухнуло то, что долгие годы являлось смыслом жизни. Бессонные ночи, раздумья, критическое самоедство. Особенно тяжело было наблюдать, как перелицовывались вчерашние партийцы. Постепенно прояснилось, кто есть кто. Вместе с единомышленниками Пётр Григорьевич включился в борьбу за восстановление партии. И сегодня мы вправе сказать, что в дело создания КПРФ П. Г. Коняев внёс свой достойный вклад.

Вместе с единомышленниками он стоял у истоков создания областной организации РУСО – Российские учёные социалистической ориентации. Её возникновение стало велением времени. Проблема потери социализма потребовала научного осмысления случившегося и теоретической разработки перспектив возрождения. Богатый опыт партийной и научной работы П. Г. Коняева в полной мере востребован этой общественной организацией. Он и сегодня является активным её членом. В 2007 году им издана работа «Диалектика исторической личности. Размышление над книгой В. В. Суходеева «И. Сталин – военный гений». Пётр Григорьевич постоянный участник всех мероприятий, проводимых РУСО. Он выступает с докладами и сообщениями на молодёжных научных конференциях, публикует в партийной газете статьи о советском периоде нашей истории, выступает перед студентами по проблемам патриотического воспитания. Работа с молодёжью стала частичкой его общественной деятельности.

Его богатый, семидесятилетний, опыт партийной работы в полной мере использован областной организаций КПРФ. Пётр Григорьевич – председатель Консультативного совета, член бюро Совета старейшин при обкоме КПРФ. К его мнению прислушиваются руководители областной, городской и районных партийных организаций

В 2002 году П. Г. Коняев вернулся в БелГУ и по сей день трудится в своём родном вузе. Здесь он возглавил ветеранскую организацию и создал Музей университета. По возможности читает лекции по философии. И в 90 лет покой ему только снится.

Дорогой Пётр Григорьевич!
Верность социалистическим идеалам, глубина теоретических знаний, талант педагога, личное обаяние снискали Вам высокий авторитет среди товарищей и общественности города. Мы гордимся Вами и берём с Вас пример. Примите от нас, Ваших единомышленников и коллег по общественной организации Российские учёные социалистической ориентации, самые сердечные поздравления и самые добрые пожелания – бодрости духа, крепкого здоровья и простого человеческого счастья.
Выражаем твёрдую уверенность в том, что Вы и впредь будете оставаться вместе с нами».

После 90-летия он оставался с нами ещё пять лет, семь месяцев и 12 дней. Теперь его с нами нет. Жутко от этой реальности!

Анатолий Сергиенко

Комитет БРО КПРФ и ЛКСМ РФ глубо скорбит в связи с с кончиной Коняева Петра Григорьевича и выражает соболезнования его родным и близким.