Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Памяти товарища. Ушел из жизни Александр Иванович Артёменко

Ушел из жизни ветеран партии и труда, заслуженный химик РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук, автор более 20 учебников и учебных пособий, кандидат химических наук, профессор Александр Иванович Артёменко. Для Белгородской областной партийной организации это большая потеря. Александр Иванович был другом, наставником и примером для многих поколений коммунистов. Его жизнь – это пример настоящего советского человека, бойца, который умеет созидать и бороться за то, во что искренне верит. В память о нашем товарище публикуем очерк Анатолия Сергиенко о жизненном пути Александра Ивановича.

Дороги детства

Они пролегали по улице Подгорной села Новокиевский Увал, убегали к лесам, таёжным сопкам и рекам незабываемого и неповторимого Хабаровского края. До сих пор помнится величавая красавица Зея и мощный своими водами Амур с их песчаными берегами и даже летом холодной водой. И совсем уж невозможно забыть ту сопку, которая возвышалась в центре села. В период перехода весны в лето она покрывалась розовым цветом. Это расцветал багульник. Его дурманящий запах плыл по всему селу, через окна и двери проникал в каждый дом. Это босоногое детство оборвала война. И хотя она полыхала где-то далеко, её дыхание чувствовалось и здесь, на Дальнем Востоке. Ведь Япония рядом.

Школьные годы

Сколько их было! Новокиевский Увал делился на две части – Новокиевка и Увал. Школа в Новокиевке была начальной, в Увале – средней. Но ходить туда было далеко. Поэтому четырёхлетка стала начальным храмом науки. Первая учительница! Кто из нас не помнит её имени! Майя Николаевна, совсем ещё молодая женщина, но как бережно и заботливо она вводила ребят в мир знаний. И не только. Она учила их добру и уважению к людям, учила любить книги. Их чтение стало для Саши-школьника страстью. С Майей Николаевной связано первое важное событие в личной жизни – вступление в пионеры. «Я, юный пионер Союза Советских Социалистических республик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь…» Мальчишки так боготворили свою первую учительницу, что, завидев на улице, снимали перед ней шапки. Трудно было расставаться с ней, со школой, когда после третьего класса пришлось переезжать в Благовещенск.

А тут почти сразу новый переезд в Курскую область. Четвёртый класс пришлось заканчивать экстерном. Затем семилетка, учёбу в которой Саша завершил с похвальной грамотой. Здесь же положил в нагрудный карман тужурки комсомольский билет. В этом месте нельзя не процитировать одно место из его книги «Хочу рассказать…»: «Мы с гордостью носили комсомольские билеты. Они были для нас святыней. До сих пор берегу дорогую для меня красную книжечку – комсомольский билет и комсомольский значок». И снова переезд, теперь в Касторное, только там можно было завершить десятилетку. Три года пролетели как три дня – учёба, работа во время летних каникул, общественная деятельность, аттестат зрелости с двумя «четвёрками» и выпускной вечер. Прощай детство. Настало время выбирать профессию.

К высшему образованию

Их было много, они овладевали сознанием Саши-юноши под влиянием личных увлечений и советов друзей. Он страстно хотел стать военным моряком и даже сделал попытку поступить в морское военное училище. Но подвело здоровье. Многие дети войны им не блистали. Ему советовали стать журналистом. К этой профессии у него были способности и небольшой опыт. Но в Харьковском университете, куда его повела дорога выбора профессии, этот факультет закрыли, и переместили в Киев. Александру предложили филологический факультет. И хотя о такой специальности он не помышлял, однако деваться было некуда. Идя в общежитие, забрёл в Театральный институт. К профессии актёра у него тоже были способности. Все роли в школьных драмкружках ему удавались без особого труда. А почему бы и нет? Если уж не журналистом, то можно стать и актёром. Но моментально овладевшее им желание в один миг охладил Ролан Быков, сказавший, что из двухсот абитуриентов актёрами станут не более двух. Значит филологический.

В комнате общежития было несколько бывших фронтовиков. Познакомились. Узнал, что они все окончили первый курс химического факультета. Советовали примкнуть к ним. Но о профессии химика Саша даже не думал. В конце вечернего разговора один из них сказал: «Не раздумывай, поступай на наш факультет. Учителем не хочешь – инженером будешь. Строить заводы нужно. Сколько их разрушенных по стране!» К утру почти бессонной ночи решение окончательно созрело. Перебросить в приёмной комиссии документы с одного факультета на другой особого труда не стоило. Все семь вступительных экзаменов были сданы на отлично. А на экзамене по иностранному языку даже удивил преподавателей – говорил с ними на немецком. Так все дороги к высшему образовании вывели молодого человека на самую главную – он стал химиком. И не просто химиком, а талантливым химиком-органиком.

Дорога в науку

Она началась ещё на пятом курсе университета. Проректор по научной работе предложил поступить в аспирантуру при кафедре органической химии. Предложение было лестным, но оно запоздало. Незадолго до этого студент-выпускник подписал назначение на Рубежанский химический комбинат, что в Луганской области, на котором должен отработать по окончанию вуза три года. Науку пришлось отодвинуть. Но только на полтора года. Руководство института постаралось, а начальник цеха препятствий не чинил. Прощай Рубежное! И снова сдача экзаменов, и снова только на отлично. И снова дорога в Харьков.

Над темой диссертации, особенно над её практической стороной, трудился с упоением. И хотя работа с раннего утра и до позднего вечера утомляла, но ощущение того, что занят настоящим исследованием, придавало новые силы. В конце первого аспирантского года в солидном журнале по органической химии появилась первая научная статья. Она вызвала не только радость и гордость, но и уверенность в том, что научная дорога выбрана верно. Начались выступления с докладами на научных конференциях. Они прошли в ряде городов. В Ростове на конференции молодых учёных удалось послушать запомнившееся на всю жизнь выступление ректора университета профессора Ю.А.Жданова, сына известного партийного работника и бывшего зятя И. В. Сталина. Доктор химических наук и кандидат философских наук покорил молодого учёного своей эрудицией. Лично подаренные им книги до сих пор хранятся в обширной библиотеке Александра Ивановича.

А тут ещё один неожиданный поворот на научной дороге – годичная стажировка в Институте органической химии и биохимии Академии наук Чехословакии. И это за год до окончания аспирантуры! Работать под руководством профессора И. Горачека было одно удовольствие. А главное – у него было чему поучиться. Но всё кончается. В дорогу. До свидания, Прага!

И здравствуй, Саратов, куда пришлось ехать на защиту диссертации. 6 марта 1964 года Рубикон на научной дороге был перейден. И пошла педагогическая работа. Университет в Ужгороде. Первые лекции для студентов. Через месяц – ассистент, через полгода – старший преподаватель. И это до утверждения диссертации ВАК-ом. За кандидатским дипломом снова в дорогу – в Саратов. В Ужгороде довелось встретиться и пообщаться с М. В. Келдышем – Президентом АН СССР, трижды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской и государственной премий. Эта встреча породила командировку в Москву на курсы повышения квалификации по химии. И снова дорога. А после курсов и нескольких месяцев работы в Ужгороде вновь застучали колёса поезда, уносящего молодого учёного с женой и дочерью в родной Харьков на кафедру общей химии Харьковского мединститута.

Жизнь в Белгороде

Через три года поступило предложение переехать в Белгород, в котором запланировано строительство института строительных материалов. Директор филиала Всесоюзного заочного политехнического института в Белгороде ввёл в курс дела и тут же вручил ключи от трехкомнатной квартиры. С августа 1968 года Белгород стал для Александра Ивановича родным городом.

И потекли заполненные трудом дни – преподавание в филиале политехнического института и строительство белгородского технологического института строительных материалов. Лекции, семинары, научные конференции, симпозиумы, выезды за границу, заведование кафедрой, вступление в КПСС. И великий труд по изданию учебников. Их порядка тридцати. Некоторые из них переведены на английский, польский и белорусский языки. Вряд ли кто из преподавателей белгородских вузов может сравняться с этим показателем. Итогом преподавательской и издательской деятельности стало присвоение Александру Ивановичу Артёменко учёного звания профессор. Родному институту отдано 44 года жизни. Ему он посвятил стихотворение, ставшее песней, своеобразным гимном учебного заведения: «Счастливым будет путь твой вечный – ведь наши судьбы связаны с тобой. И твой полёт пусть будет бесконечным над нашей белгородскою землёй».

Не менее объёмной стала не только педагогическая деятельность А. И. Артёменко, но и общественная. Сказать, что он остался верен идеалам своей партии, не предал её в трудный период деятельности, – это мало. Он был не только членом КПСС, он был её бойцом. Им остаётся и по сей день. Его бойцовский характер проявился в работе Белгородского отделения общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации», одним из активнейших членом которой он являлся многие годы. Бойцовским духом пропитаны его статьи, опубликованные за четыре десятилетия в различных периодических изданиях. Их более ста.

Они публиковались в газетах «Правда», «Слово коммуниста», «Белгородская правда», «Ленинец», «Технолог», «Слово народа». Наиболее важные из них сведены в книгу объёмом в 250 страниц. Он писал о молодежи, школьниках и студентах, о родном институте. А после антисоветского переворота стал разоблачать антинародный режим, проявил себя как воинствующий атеист. Вот названия некоторых статей, говорящих о политических воззрениях учёного-химика. «На защиту Союза», «Разрушаем будущее», «Нас принимают за папуасов», «Нет смысла молчать», «Великий обман захватил молодых», «Вопросы господину президенту», «Очнется ли Россия?», «Стреляют в завтрашний день России».

Учёба, педагогическая и научная деятельность, строительство «технолога», написание и издание учебников, публицистическая деятельность. Всё это вехи жизненного пути, длинною в восемь десятков лет.

Комитеты БРО КПРФ И ЛКСМ РФ, общественные организации Дети войны и РУСО выражают глубокие соболезнования родным и близким Артеменко Александра Ивавновича..