Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Выступление депутата ГД С.А. Гаврилова от фракции КПРФ на Правительственном часе с участием генерального директора – председателя правления ОАО РЖД О.В. Белозёрова

Железные дороги всегда имели особое стратегическое значение для нашего государства. 58 вопросов от фракции КПРФ – в работе.

Неоднократно железнодорожники спасали нашу страну. В годы Великой Отечественной войны было доставлено без малого 20 млн вагонов с солдатами и военными грузами, переправлено в тыл более 15 млн человек, спасены тысячи предприятий.

Сегодня железные дороги сохраняют приоритетное значение для обороны и безопасности государства, оставаясь связующей основой всех звеньев экономической системы. Являются самым доступным транспортом для передвижения миллионов граждан.

В условиях антироссийских санкций железные дороги позволили за короткое время переориентировать грузопотоки на Восток и увеличить внешнеторговый оборот с дружественными странами.

Холдинг РЖД – это крупнейший работодатель с числом работников 900 тыс. человек. Крупнейший налогоплательщик, но и флагман инвестиций, косвенный эффект которых – 9 трлн руб.

Железные дороги прошли нелегкий путь реформ в 90-е годы. Многие предприятия отрасли были переданы в частные руки, что нанесло серьезный ущерб единой системе управления железнодорожным транспортом. Это и приватизация парка вагонов, производственных предприятий, «непрофильных активов». Главное, чего удалось избежать в период всеобщей приватизации – это потери контроля за самими железными дорогами. Это наша общая заслуга. Это позиция лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова.

Однако до сих пор действия многих частных операторов-владельцев подвижного состава проводят к серьезной дезорганизации перевозок.

Это массовые простои и концентрация вагонов на подъездных путях железнодорожных станций, искусственный дефицит подвижного состава, сокращение скорости и рост цены контейнерных перевозок.

Выходом из такой ситуации является возврат основного парка грузовых вагонов под контроль РЖД, увеличение штрафов для перевозчиков за простой вагонов. На дороге должен быть один хозяин – государство.

Все эти годы наша фракция не изменяла своей позиции и настаивала на сохранении в федеральной собственности всех 100% акций РЖД во избежание системных рисков.

В этом году мы отмечаем 50-летний юбилей БАМа – одной из величайших советских строек и основы «поворота на Восток».

Важно, что строительство по Восточному полигону за эти 10 лет вернулось на бамовский уровень.

Однако для развития экономики страны надо приступить к строительству Северного широтного хода, подходов к портам Северо-Запада и юга России; модернизации Центрального транспортного узла. Требует решения проблема восстановления пригородных перевозок за счет федерального бюджета.

Крайне важным является ускорение строительства высокоскоростных магистралей. Надеемся, что высокоскоростные магистрали не ограничатся только центральной Россией, но и соединят Москву с Пекином. Примером может служить Китай, где за последние пятнадцать лет было построено более 40 тыс км таких высокоскоростных дорог.

РЖД не только предоставляет услуги, но и формирует новую индустриализацию, внедряя новые технологии и конструкторские разработки. Однако собственных средств РЖД недостаточно для реализации таких масштабных проектов – хотя инвестиционная программа предприятия составляет 1,2 трлн.р. Финансировать их за счет увеличения тарифов на перевозки грузов – значит резко повысить издержки по всем производственным цепочкам. Рынки внешних заимствований также закрыты.

Мы считаем, что государство должно взять на себя ведущую роль в докапитализации предприятия. Источниками фондирования могут стать средства ФНБ, а также активы нерезидентов, замороженные на спецсчетах. Эти средства могут быть вложены в выпущенные под реализацию инвестиционных проектов «вечные» облигации РЖД. Центральный Банк мог бы включить эти ценные бумаги в ломбардный список и предусмотреть возможность их использования в качестве обеспечения по сделкам РЕПО. Важную роль сыграла бы также поддержка Центральным Банком целевого фондирования деятельности Российских железных дорог.

Сегодня РЖД накоплен уникальный управленческий, организационный потенциал. И для решения новых масштабных исторических задач следует вернуть РЖД публичные полномочия по реализации госполитики в сфере железнодорожного транспорта.

Целесообразно придать РЖД статус государственной корпорации.

Необходимо использование современных цифровых технологий для оптимизации перевозок на основе межотраслевых балансовых расчетов. Это даст возможность долгосрочному государственному планированию и повысит эффективность производственной и финансовой деятельности как самой железнодорожной отрасли, так и всей экономики страны, что позволит установить  экономически обоснованную систему тарифов на грузоперевозки.

Согласны, что главный капитал – это коллектив РЖД.

РЖД – одно из прогрессивных предприятий в области кадровой политики. Наиболее социально ориентированный коллективный договор, обеспечивающий защиту прав трудящихся. Обеспечивается защита пенсионеров, ветеранов, поддерживаются трудовые династии. Ежегодно Российский институт транспорта выпускает 27 тысяч специалистов.

Сохраняются традиции субботников, начиная с первого субботника в СССР на станции Москва-Сортировочная (12 апреля 1919 г.) с участием Владимира Ильича. День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России.

Объединение вековых традиций РЖД с современными технологиями, инженерной мыслью и профессиональным управлением позволит достичь поставленных целей. Надеемся, что в ходе отчета Правительства и Центрального Банка эти вопросы будут также внимательно рассмотрены.