Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Защитим интересы семей!

27 ноября 2023 года депутат Госдумы от КПРФ Ирина Филатова выступила с докладом в рамках юбилейного XXV Всемирного русского народного собора на секции «Демография», посвящённой укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, новым концепциям демографической семейной политики и воспитанию молодого поколения на основе стандарта семьи в традиционном российском понимании.

– В российском законодательстве отсутствует очевидная константа – приоритет родной семьи. И не просто приоритет родной семьи, но и само определение семьи. На законодательном уровне дается только определение близких родственников. Семья как единство её членов не звучит, не является абсолютом. Эта концепция пронизывает всю социальную сферу. Например, система органов защиты прав и интересов детей. Ни один орган не обременён обязанностью помогать вернуть изъятого ребенка именно в родную семью. Напротив, выделяются колоссальные деньги на выплаты опекунским семьям, и эти выплаты почему-то кратно выше, чем пособия малообеспеченным родителям. Государство чужим людям платит больше. Почему эти деньги идут не на помощь бедствующей семье? На мой взгляд, ситуация парадоксальна. По итогам всероссийской переписи населения, в России 24,5 млн семей с детьми. Количество семей с одним ребенком составляет 77,5% и среди них 62% являются малоимущими. Даже при одном ребёнке 2/3 семей не в состоянии обеспечить детям прожиточный минимум. Буквально каждая такая семья живёт под дамокловым мечом, потому что финансовое неблагополучие автоматически влечёт претензии в ненадлежащем исполнении родительских прав. Рождение детей становится роскошью и привилегией обеспеченных! Этот вывод подтверждают данные аппарата уполномоченного по правам ребёнка, который летом озвучил анализ причин нахождения детей в возрасте от 1 до 4 лет в домах малютки в 5 регионах. 23%, то есть каждый четвёртый, попали туда из-за материального неблагополучия родителей. Еще одна системная проблема – отсутствие детального регулирования ситуаций, когда детей изымают, а когда обязаны вернуть. «Непосредственная угроза жизни и здоровью», трактуется максимально вольно и выливается в произвольное отобрание детей по формальным, незначительным и надуманным предлогам. Вероятность последующего их возврата в родную семью стремится к нулю. Почему? Не последний значимый фактор – подушевое финансирование детских учреждений. И речь идёт о довольно внушительных суммах: от 100 до 300 тысяч за содержание 1 ребенка в месяц. Помимо средств от государства ещё и родители обязаны выплачивать алименты на содержание ребёнка учреждению, где он пребывает. Порядок расчёта взыскания законодательно не урегулирован и определяется каждым регионом самостоятельно. С момента подачи иска о лишении родительских прав и взыскании алиментов и до вступления решения суда в законную силу (в среднем около года) сумма набегает от 150 тыс и выше, исходя из прожиточного минимума по регионам. Родитель, который в течение года не оплачивал алименты в надежде выиграть дело, заплатит больше, так как сумма будет исчисляться исходя из средней заработной платы, определяемой Росстатом. Плюс проценты, штрафы, и средний долг за один год уже от 200 000 руб. до 500 000 руб. Невыполнимо! Итог – ребёнок остается в детском доме из-за бедности родителей, а неисполнение родителем алиментных обязательств в течение двух месяцев влечёт сначала административную ответственность, позже – уголовную с той же выплатой суммы долга, неустойки и штрафов. Единственный выгодоприобретатель – учреждения (детские дома и приюты), получающие довольствие на содержание детей как от государства, так и от родителей. Согласитесь, это весьма соблазнительно! Поэтому существует целая система удержания детей вне семьи, недопущения возврата их домой. На законных основаниях, за счёт законодательных пробелов. Безусловно, ценность родной семьи в разных регионах разная. Гдето поддержке уделяется большое внимание, а где-то приоритеты другие. Например, в бюджете Красноярского края на 2024 год на поддержку семьи и детей предусмотрено 114 млн рублей. Из них 77 – на содержание детских домов и оказывающим сопутствующие услуги организациям (психологи и прочие соцработники). Цифры говорят за себя. А где-то местные власти даже устанавливают ПЛАНЫ по набору в детские дома! Сформированная система «защиты прав и интересов» детей представляет из себя деструктивную, малоуправляемую конструкцию, которая способствуют разрушению семьи и росту социального сиротства, наносит непоправимый урон государственным задачам в сфере демографии, а также ставит точку невозврата ребёнка родителю, а ребёнку – кровной семьи. Что необходимо сделать? Реформировать систему органов опеки и попечительства, профилактики семейного неблагополучия на принципе централизации с системой вертикального подчинения, переориентировав с репрессивного подхода в отношении неблагополучных семей к созидательному, поддерживающему. Законодательно закрепить приоритет прав родителей на воспитание детей, право детей на воспитание в родной семье и приоритет прав близких родственников на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Пересмотреть условия и порядок начисления алиментов за содержание ребенка в детском доме, а также исключить задолженность по этим обязательствам из оснований для отказа в возврате ребенка в семью. Нельзя допустить, чтобы бедность стала причиной разрушения семей и перераспределения детей в обеспеченные семьи. Уничтожить семью очень просто, давайте сделаем всё возможное, чтоб её сохранить!

Ещё из категории Депутатская хроникаПосмотреть все статьи в разделе Депутатская хроника »