«Машина едет по дороге»
Эту фразу произносит моя внучка Аня. Ей чуть больше трёх лет. Русскому
языку её никто специально не учил. Но она говорит по-русски! Кто же, внучка,
твой учитель, что от «ау-ау» привёл тебя к предложению «Машина едет по дороге?»
Немецкий педагог Ф.
Фребель назвал этим учителем «любящую среду», куда ввёл маму, папу,
близких родственников и других лиц. Именно они воспитывают и учат ребёнка в
раннем возрасте.
Александр Герцен рассказывает о своей будущей жене Наталье Александровне.
Невозможно читать без волнения страницы об её детстве и юности. «С восьми лет
чужая всем» – приводит Герцен слова из её письма. Пришло время учёбы. Княгиня,
дальняя родственница Натальи, решилась устроить её учение, имея в виду
наименьшую трату денег. Французский язык был доведён до последней дешевизны. С
русским языком поступили так же. (Тут аналогия с нынешними властями прямая) В
учителя был приглашён дьякон бедного прихода, обременённый большой семьёй. Он
гибнул от нищеты и готов был на любую плату.
«Что может быть жальче, недостаточнее такого воспитания, – пишет автор
«Былого и дум», – а между тем... всё принесло удивительные плоды: так мало
нужно для развития, если есть чему развиться».
В чём же причина такого успеха? Как сегодня принято говорить, в
человеческом факторе.
А к чему ведёт «реформирование»
нашего образования?
Известный учёный-педагог Шалва Амоношвили, глава Издательского Дома,
выпускающего «Антологию гуманной педагогики», в нескольких номерах «Учительской
газеты» охарактеризовал реформу в школьном образовании антигуманной. «В такой
школе, – пишет автор статей «Истина Школы», – нет места для Благородства, для
любви к человеку, для сострадания и помощи»… «Тесты и тестирование (ЕГЭ – В.К.) отбрасывают Школу от своей сути – быть
мастерской человечности», «она превращается в вещевой рынок... Её украсили
понятиями, взятыми из лексикона рыночной экономики, а именно: «Школа – рынок
образовательных услуг».
За позицией современного учёного-педагога стоит богатейшая традиция
российской и советской школы. Ещё Екатерина II в своём Указе об учреждении в России народных училищ
писала: «Воспитание, просвещая разум человека различными познаниями, украшает
его душу». Вот так немка! Она печётся о русской душе.
За такой подход стоял и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал
о своём времени, как о нашем: надо защищать школы «против опошляющей
реальности», «от того торгашеского направления, которое из жизни стало
проникать в школы». К. Ушинский отвергал такой поход к изучению учебного
предмета, когда ищут в науке «тех знаний, которые необходимы для той или иной
отрасли практической жизни». По этому пути современные педагоги-рыночники ведут
нашу школу. По К.Ушинскому, эта дорога – к духовной и душевной пустоте. При
таком способе изучения, писал он, «мы ищем в науке не мысли, не пищи духу,
развивающей его и укрепляющей, не уяснения воззрений на самого себя и внешний
мир...»
К.Ушинский ратовал за
гуманную педагогику. Кстати, более 400-х лет российская школа шла по такому
пути. Суть такого направления в том, что это даёт возможным «арифметикой и
химией развивать гуманность в человеке и даже обучение грамоте можно сделать
гуманным...» По мнению русского педагога, в учебных заведениях главную цель
учебной деятельности должен
составлять человек. Надо защищать общечеловеческое образование, развитие ума и
сердца, защищать их против опошляющей реальности. К.Ушинский угадал будущую ситуацию,
сложившуюся в России в XXI веке, когда
в капиталистическом подходе к образованию стали вычёркивать Человека, что превращает человека придаток
к той или иной функции жизни.
Разве такое согласуется с тем,
что провозглашено в ст.26 Всемирной Декларации прав человека, принятой 10
декабря 1948 года: «Каждый человек имеет право на образование... Образование
должно быть направлено к полному (выделено
нами – В.К.) развитию человеческой личности...» Где же наши уполномоченные по
правам человека, чьи кресла так густо в последнее время появились по всей
России. Они не видят (или, скорее, не хотят видеть), что в школах воспитывают
не человека, его душу а работника для буржуазии в «капиталистическом хозяйстве»
(В.И.Ленин). Он обязан хорошо работать, умножая богатства капиталистов. Зачем
развивать человеческий дух, высокие чувства сострадания и милосердия, душевную
отзывчивость и сердечную доброту? Педагогам-рыночникам всё это не нужно. Они
выбросили отечественную педагогику, оставили в стороне многие традиции царской и
советской школы.
...Машина едет по дороге. Куда?
В.КУЧЕРЕНКО,
Вейделевский район.
