В России накопились серьёзнейшие проблемы в сфере жилищного хозяйства
В Государственной Думе на Правительственном часе от имени фракции КПРФ по проблемам ЖКХ выступил депутат В.Ф. Рашкин. Предлагаем вашему вниманию фрагменты его выступления.
В многоквартирных домах проживает больше, чем две трети (72%) населения страны. Согласно официальным данным Росстата, объем ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ увеличился с 1990 по 2014 год почти в три раза (с 32,2 до 93,3 млн. кв. метров). По данным раздела «Жилищные условия населения» Статистического бюллетеня 2012 года, на 2011 год – 92,4% многоквартирных домов были построены до 1995 года. При этом у 51,5% домов процент износа составляет от 31% до 65%, еще у 9,1% домов износ – свыше 66%. Ветшают не только дома, но и вся система ЖКХ. В 2015 году износ фонда ЖКХ достиг 60%, а в некоторых населенных пунктах — 80%. С каждым годом неизбежно исчерпывается технологический задел, оставшийся с советского времени…
Передача услуг ЖКХ на откуп частным компаниям не обеспечила здоровую конкуренцию в данной отрасли, не решила проблему низкого качества предоставляемых услуг. Напротив, разрушение единой жилищнокоммунальной системы, ее атомизация, во многом создали атмосферу коллективной безответственности, породили у граждан ощущение беспорядка и хаоса в сфере жилищного обслуживания.
Государство фактически признало свое банкротство в вопросе капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно принятому в 1991 году закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство было обязано передавать в руки граждан жилье только после проведения капитального ремонта, либо с выплатой соответствующей компенсации. В 1992 в закон внесли изменение, согласно которому за государством закрепили обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда даже после приватизации квартир.
Однако это требование систематически игнорировалось. При этом все эти годы с граждан взималась плата на содержание многоквартирного дома и капитальный ремонт в составе квартирной платы. Вместо того, чтобы использовать собранные средства и произвести, согласно закону, ремонт жилого фонда, государство в 2013 году отказалось от прежних обязательств и переложило ответственность и материальное бремя за капитальный ремонт на граждан России.
26 января 2016 года Распоряжением Правительства РФ №80р была утверждена «Стратегия развития жилищнокоммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года». По экспертным оценкам, приведенным в Стратегии, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей. При этом государственное участие ни в текущем содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не обозначено в числе существенных условий реализации Стратегии.
Напротив, мы видим устойчивую тенденцию по сокращению финансирования сферы ЖКХ. В Госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 15 апреля 2014 г. утверждены следующие падающие общие объемы финансирования ее мероприятий: в 2015 году – 96 млрд. руб.; в 2016 году – 50,7 млрд. руб.; в 2017 году – 54,9 млрд. руб.; в 2018 году – 47,2 млрд. руб.; в 2019 году – 49,3 млрд. руб.; в 2020 году – 51,4 млрд. руб. На мероприятия, связанные с созданием условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России, предусмотрено в 2015 году – лишь 12,7 млрд. руб., в 2016 году – 314 млн. рублей, на 20172020 годы финансирование по данному направлению в Госпрограмме вообще не указывается.
Таким образом, выделяемые средства в принципе не способны обеспечить не только модернизацию, но и нормальное текущее содержание объектов ЖКХ. При этом сокращение финансирования совпадает с увеличением ежемесячных платежей граждан за услуги ЖКХ и введением по стране взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы, при этом уровень их жизни ещё больше ухудшится. Отдельные категории населения, например, инвалиды второй группы, не имеющие достаточных льгот, в принципе оказываются не в состоянии оплачивать ЖКУ.
Уход государства из сферы ЖКХ, возложение значительной части бремени по ее содержанию на население – это попытка «жить одним днем», закрыться от решения стратегических проблем отрасли.
Прессслужба фракции КПРФ в Государственной Думе.
