ПРОВИДЧЕСКИЙ ДАР ХУДОЖНИКА
21 декабря исполняется 120 лет со дня рождения замечательного советского писателя Евгения Шварца.
Уже в раннем детстве в нашу жизнь входили рассказы, повести, пьесы Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Первоклассница», «Два брата», «Снежная королева», «Золушка», «Два клёна»… В этих и других произведениях для детей писатель сумел создать атмосферу, чарующую душу ребёнка. Отличает их и активный гуманизм. Я имею в виду гораздо большее, нежели просто добрый дух произведений (хотя и он им присущ). Столкновение Добра и Зла Шварц показывает – и делает это на вполне понятном для ребёнка уровне – как столкновение жизненных позиций, основанных на принципиально различных системах ценностей.
Зло у Шварца – это не только традиционные коварство и жестокость, это ещё и эгоизм, меркантильность, алчность. «Деньги – вот это радость», безапелляционно утверждает Советник из «Снежной королевы», а возражения воспринимает как бунт против «разумного» устройства мира. Такую позицию полностью разделяют Мачеха из «Золушки», БабаЯга из «Двух клёнов» и другие носители зла. И все они без устали заботятся о том, чтобы добыть деньги, почести, власть.
Героям, чтобы победить злые силы, необходимо сначала победить зло в своих душах. Тогда они делаются неуязвимыми для внешнего зла. Как говорит Сказочник, «тех, у кого горячее сердце, не превратить в лёд».
И в произведениях для взрослых (таких, как «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо») основная тема – столкновение систем ценностей и принципов человеческого существования, но раскрывается здесь она уже на философском уровне.
Демпропаганда пытается противопоставить Шварца коммунистической идеологии. Но судите сами.
Герои Шварца наделены свойствами души, которые писатель назвал «волшебными» бескорыстием, верностью, благородством, умением любить, трудолюбием, готовностью прийти на помощь другим людям. Разве эти черты или категорическое неприятие жажды обогащения и стяжательства, характерное для произведений Шварца, хоть в чёмто противоречат фундаментальным установкам коммунистической идеологии – напомню их: приоритет духовных ценностей; ориентация на возвышенный идеал; служение стране и народу как главный смысл жизни и готовность к личным жертвам ради него; стремление помочь тем, кто в этом нуждается; отношение к труду как к жизненной потребности человека, сфере раскрытия его творческого потенциала; абсолютное бескорыстие и презрение к любому виду потребительства; отношение к алчности как к уродству. Если говорить о полной несовместимости системы ценностей произведений Шварца, так это с идеологией постсоветской России, которая базируется как раз на тех принципах, которые безоговорочно отвергал писатель. Не случайно же, если в советское время произведения Шварца знали и любили миллионы людей; то в последние два десятилетия народ фактически отлучили от творчества писателя.
Содержание наиболее глубоких пьес Шварца в современной России не только не утратило своей актуальности, но, напротив, приобрело ту злободневность, которую в советское время многие не ощущали. Поражает провидческий дар художника.
В конце 30х годов наша страна толькотолько вышла из «испытания голодом», а «испытание сытостью», о котором Константин Симонов заговорил два десятилетия спустя, тогда, казалось, и в перспективе не вырисовывалось. Но в пьесе «Тень» Евгений Шварц сделал удивительное по прозорливости предупреждение об угрозе, с которой наше общество столкнулось в 60е годы – смертельной угрозе, которую несёт всему подлинно человеческому потребительское отношение к жизни, формируемое в душах людей установкой на приоритет материальных ценностей и приоритет личных интересов.
Шварц назвал эту болезнь души «сытостью в острой форме» и описал её развитие: «Человек честным путём заработал много денег. И вдруг у него появляется зловещий симптом: особый, беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Отныне он бесплоден, слеп и жесток». Болезнь эта не только губительна для души поражённого ею человека, но и опасна для окружающих. Люди с потребительской психологией губят вокруг себя всё подлинно человеческое. Порой слепо, но чаще сознательно – потому что органически враждебны ему. «Раздуватели душ» у них вызывают острую ненависть. «Вот они – воистину злодеи, утверждает Министрадминистратор из «Обыкновенного чуда». – Это они лгут, будто совесть существует в природе, уверяют, что сострадание прекрасно, восхваляют верность, учат доблести и толкают на смерть обманутых дурачков».
Писатель показал, что заражение сознания вирусом этой болезни ведёт к уродливому деформированию внутреннего мира человека. Он создал целую галерею сатирических портретов таких монстров. И диву даёшься, насколько они соответствуют реальным типажам «демократической» России.
Министрадминистратор. Начинал, имея коробку изпод шляпы, в которой лежали бутерброд и кальсоны. А ныне у него «33 ларца и 22 чемодана» наворованного, по его собственным словам, «у каждого понемножку», а чего стесняться, когда он уверен в том, что «все люди – свиньи, только одни в этом признаются, а другие ломаются». Потом он захватил власть в королевстве – и всё стало служить одному: разбойничьему его кошельку.
Журналист Цезарь Борджиа из «Тени». «Раб моды», характеризуют его знакомые. Както в моду вошёл загар, и он загорел дочерна. Но тут мода на загар прошла, и журналист сделал операцию: пересадил на лицо кожу с единственного незагорелого места – изпод трусов. И с тех пор он сделался совершенно бесстыдным.
Певица Юлия Джули из «Тени». Ещё девочкой она, чтобы сохранить башмачки, наступила на хлеб. «С тех пор она наступает и наступает – на хороших людей, на лучших подруг и даже на самое себя – и всё для того, чтобы сохранить свои башмачки, чулочки и платьица». И больше всего Юлия боится, что «вдруг войдёт в моду быть хорошим человеком – ведь это так хлопотно».
Все эти люди паразитируют на рядовых обывателях, но те не способны ни на что большее, нежели раздражённое ворчание. И дело тут не только в тупой покорности, показывает Шварц, просто обыватели мыслят теми же представлениями, что и их угнетатели. «Горе тому, кто заставит их думать о чёмнибудь другом, кроме денег», предупреждает в «Тени» Доктор Учёного. А Ланселот в «Драконе» рассказывает, что несколько раз был смертельно ранен – и всегда теми, кого спасал.
Но всё же, нельзя говорить о творчестве Евгения Шварца и заканчивать в пессимистичном тоне. Если писатель оказался столь прозорливым в одном, то можно надеяться, что он не ошибся и в другом – в том, о чём с тревогой говорит Министр из «Тени»: «Я открыл один не особенно приятный закон. Как раз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову». И быть может, действительно, «волшебным чувствам» никогда не придёт конец. Только надо помнить, что героям Евгения Шварца победа не была дарована с помощью чудесных сил. Они добывали её в трудной и опасной борьбе.
В. ВАСИЛЕНКО.