КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
заборы для дачи бетонные заборы    Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    декоративные заборы Статей в базе: 11162    

Содержание:: Публицистика :: ДУХ ЖИВОТВОРИТ

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:

Белгородская искра

КПРФ Белгород в контакте

Молодёжная секция белгородской городской организации КПРФ - Красная Гвардия

КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Старый Оскол

Русский Лад


Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

ДУХ ЖИВОТВОРИТ





В. ВАСИЛЕНКО


Уже немало лет нам стремятся внушить, будто чуть ли не единственный – и уж во всяком случае, наиболее эффективный – способ духовного развития общества: насаждение религии. Однако ведущие страны Запада при многовековом господстве христианской религии пришли не к духовному расцвету, а, напротив, к тяжелейшему духовному кризису. Да и в России разрушение атеистического советского социализма – при активном строительстве храмов и значительном увеличении людей, их посещающих, при целеустремлённом внедрении религии в школы и вузы – сопровождается духовной и нравственной деградацией общества.

Причина такого положения, как я уже отмечал в предыдущих работах, в ложности базовых ценностей и приоритетов, формируемых в сознании людей самой социально-экономической системой капитализма. Американский философ и психолог Эрих Фромм исследовал её воздействие на внутренний мир людей и пришёл к выводу, что «общество, принципами которого является стяжательство, прибыль и собственность, порождает социальный характер, ориентированный на обладание». Результатом такой ориентации становится утверждение во внутреннем мире людей алчности и эгоизма. А учение Христа предлагает как условие духовного возвышения человека диаметрально противоположные принципы существования: приоритет духовных ценностей и приоритет общих интересов, бескорыстие, пренебрежение погоней за материальными благами, готовность идти на личные жертвы ради блага других…
Таким образом, духовное вырождение капиталистического общества можно считать блестящим экспериментальным подтверждением одного из фундаментальных принципов учения Христа: «Не можете служить и Богу и мамоне».

Поэтому не только материалист Карл Маркс, но и такой «идеалист», как религиозный философ Николай Бердяев, высказывал убеждённость в том, что для обеспечения духовного совершенствования человека «необходим путь социальных изменений». Но вот руководство церквей, «строго осуждая» необузданное потребительство, эгоизм, катастрофическое падение нравственности и прочие пороки, порождённые капиталистическое системой, не покушается на её социально-экономические устои.

Между тем, эти устои в корне противоречат «хозяйственно-экономическим воззрениям христианства», которые сформулировал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн:

«Нравственное содержание труда как религиозного служения; оно категорически исключает понимание богатства как цели стремлений. Признание безоговорочного приоритета за производственной сферой экономического механизма. Деньги не могут «править бал» в хозяйственной жизни страны, ибо тогда держатели денег, ничего не производя, становятся господами положения. Значительная «идеологизированность» экономики, предполагающая наличие высших нравственно-религиозных целей хозяйственной деятельности. Мощное государственное регулирование экономики. Государство является гарантом соблюдения национальных интересов».

Очевидно, что эти принципы в сущности достаточно близки принципам советской социалистической экономики – вернее, её сталинской модели. Правда, вместо религиозного служения большевики ориентировались на воспитание в людях духовной потребности в труде на благо общества и народа.
Неотъемлемой составляющей коммунистического воспитания в тот период было формирование в сознании людей таких христианских по духу принципов бытия, как бескорыстие, пренебрежение погоней за материальными благами, готовность помочь другому человеку. И они действительно стали нормой жизни, вошли в плоть и кровь многих миллионов советских людей. Разведчик Конон Молодый рассказывал, как из-за этого едва не был разоблачён: «Был у меня в Лондоне знакомый. Его истинным несчастьем были скверные зубы: просто не на что было их лечить. И я однажды по простоте душевной сунул ему в карман 15 фунтов, чтобы он пошёл к врачу и вылечил особенно болевший зуб. Я сделал явное «не то»: поступил как «простой советский человек». Он был не столько благодарен, сколько удивлён – вот такие глаза. Спросил: «А ты действительно канадец?».

Заметим, что религия, что бы ни говорили её апологеты, отнюдь не единственное средство духовного возвышения людей. Кинорежиссёр Андрей Тарковский, человек религиозный, был убеждён, что эта миссия возложена на искусство. А большевики буквально с первых шагов после прихода к власти взяли курс на приобщение самых широких масс к духовным богатствам художественной культуры. Представитель президента США Уильям Буллит в отчёте о Советской России 1919 года(напомним, что это был, пожалуй, наиболее тяжёлый для Советской власти год гражданской войны): «Во многих частях России открыты тысячи новых школ, и Советская власть, по-видимому, в полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет… Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие от прежнего заключается в том, что они находятся под управлением Комиссариата просвещения, который предпочитает классиков и смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможность посещать спектакли и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения… Все русские классики переизданы в количестве от трёх до пяти миллионов экземпляров и продаются населению по низким ценам… В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи…».
После гражданской войны привитие культуры народу стало одним из основных направлений строительства нового общества. Энергично и эффективно велась борьба с неграмотностью. После завихрений и перегибов первых лет после революции на высочайший уровень поднялось образование: оно не просто снабжало учащихся запасом знаний, но сделалось мощным средством развития внутреннего мира молодёжи и привития ей гуманистических принципов существования.

Приобщению широких кругов народа к художественной культуре способствовали и рабочие и сельские клубы, которые создавались по всей стране.

Огромными тиражами издавались произведения классиков русской и зарубежной литературы – и массовые издания стоили чрезвычайно дешёво.

Лучшие театры в лучшем составе давали спектакли по всей стране. Постановки ведущих коллективов регулярно транслировались по радио.

Вообще, радио сразу со своего утверждения как самого широкомасштабного средства массовой коммуникации было сделано мощным инструментом распространения культуры. Уже в середине 90-х годов на «Радио-1», вспоминая вещание 30-х – 40-х годов, прямо говорили, что тогда детские радиожурналы «стремились к эстетическому развитию детей, к воспитанию в них добрых чувств», что «предвоенный музыкальный быт был очень богат и по преимуществу благороден», что музыка русских композиторов была так популярна в народе, как не была ни до, ни после. И духовность советских людей, воспитанных в такой культурной атмосфере, - явление неоспоримое.

В результате такой целеустремлённой деятельности Советской власти в нашем обществе было совершено то, что трудно расценить как духовный прорыв в будущее – художественная культура стала восприниматься очень широким кругом людей как одна из важнейших ценностей существования.
Константин Паустовский оставил такое описание концерта на военном корабле в 30-е годы: «Я сидел сзади и видел молодые напряжённые затылки моряков. Только раз все досадливо оглянулись, когда на рейде заплакала сирена. Волнение, похожее на приглушённый восторг, теснило дыхание сотен людей… Десятки яликов качались около крейсера. Из них вверх, на бронированную палубу, откуда долетал печальный голос Виолетты, смотрели загорелые люди – жители севастопольских окраин».

Николай Старшинов, прошедший войну бойцом, вспоминал: «В 1943 году… меня из землянки на передовой вызвали на совещание молодых поэтов Западного фронта. Там мы читали свои стихи, а после их напечатали в газетах. Они нужны были бойцам как хлеб, как патроны».

Анна Ахматова после поездки в Лондон поведала: «Знаете, чему там из моих рассказов они более всего удивлялись? Для нас здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции. А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы!».

Таким образом, при том, что в Советском Союзе господствовало атеистическое мировоззрение, именно в советском обществе в период осуществления сталинского проекта удалось воплотить в жизнь многие принципы истинно человеческого существования, выдвинутые учением Христа. И это дало потрясающий результат в духовном развитии общества. Оно вызывало восхищение даже у немалого числа западных интеллигентов, весьма критически относившихся к советской политической системе – от итальянского режиссёра Федерико Феллини до швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта.

К несчастью, в 60-е годы из-за неверно определённых руководством партии ориентиров дальнейшего развития в обществе стал развиваться идеологический кризис: девальвировались духовные ценности бытия, всё шире распространялась потребительское отношение к жизни. В конце концов это и привело к гибели советского социализма.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 4.01.2009 Верхний уровень
МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект







Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Публицистика - ДУХ ЖИВОТВОРИТ

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
инструмент от Российских производителей, продажа инструмента