КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Слово коммуниста №34 (1139) :: ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА








Советская страна на пути социалистического развития – особенно в те годы, когда оно было подлинно социалистическим – добилась выдающихся достижений в самых разных сферах. Одна из таких сфер – образование.

ЮНЕСКО назвало советское общее образование лучшим в мире. Президент США Джон Кеннеди признал, что Соединённые Штаты проиграли СССР космическое соревнование за школьной партой. Уже после уничтожения СССР профессор американского университета им. Мейсона В. Сойфер писал, что такое развитие ученика, которое давали обычные советские школы, в США могут получить только учащиеся частных школ и школ богатых предместий. Обращение Международного комитета солидарности с народами России (Женева, 1999 г.) напомнило миру, что в Советском Союзе был «уровень образования, которому все завидовали». А тремя годами ранее профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, антикоммунист по политическим взглядам, утверждал, что России «пока позволяет быть в числе ведущих держав мира научно­технический, образовательный и культурный потенциал». Добавим то, о чём он умолчал: созданный благодаря социалистической системе.

Уже с первых недель после Октябрьской революции партия и Советское правительство сделали образование одной из приоритетных задач новой власти. Дипломат У. Буллит в 1919 году был послан президентом США Вильсоном, чтобы получить представление о том, что происходит в этой «загадочной» большевистской России. Буллит никогда не был расположен к коммунистам. Тем не менее, в своём отчёте он честно описал то, что увидел в РСФСР и что его поразило. В частности, то, что «во всех частях России открыты тысячи новых школ, и Советская власть, по­видимому, за полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет».

Однако, что вполне естественно для первых лет после радикальной смены общественного строя, образование тогда захлестнула волна всевозможных экспериментов, далеко не все из которых шли на пользу делу. Но позже положение резко изменилось. Советская власть (вероятно, не без прямого влияния Сталина, который был сторонником сохранения традиций прошлого, достойных того) создала единую систему школьного образования, положив в её основу то лучшее, что было в гимназиях царского времени. Но то, что определяло их классовую сущность, было категорически отброшено.

В царской России, как и в любом капиталистическом обществе, образование имело характер, используя термин профессора С.Г. Кара­Мурзы, «двух коридоров»: один – для господ, другой – для их обслуги. И гимназия была как раз учебным заведением «для господ». Существовала маленькая кабинка «социального лифта» (обучение наиболее одарённых детей из «простонародья» за государственный счёт), но при «святом» Николае Втором указ «о кухаркиных детях» предельно ограничил доступ в этот лифт.

Советская же школа давала образование высокого уровня, говоря словами представителя Международного Красного Креста, полковника Роббинса, «для всех детей великого народа». И благодаря этому, в Советском Союзе была создана уникальная социальная система: в ней не нужны были «лифты», поскольку школьное образование сделалось стартовой площадкой, которая открывала перед добросовестными учениками любые пути. Достаточно вспомнить, что знаменитый философ Александр Зиновьев родился в Чухломе в семье рабочего, при этом знания, которые ему дала провинциальная школа, позволили ему поступить в престижный столичный вуз. Выпускник сельской семилетки В.П. Уткин стал видным специалистом в космической отрасли. А вот пример, близкий нам, белгородцам: А.В. Погорелов родился в селе Погорелово Корочанского района, учился в корочанской школе – и безо всяких репетиторов смог поступить в Военно­Воздушную академию имени Жуковского, впоследствии стал выдающимся по мировым масштабам математиком…

Одним из советских «чудес» стала выработка в очень большом количестве людей из разных социальных групп внутренней потребности в общении с подлинно художественной культурой. Мы уже приводили рассказ Анны Ахматовой после поездки поэтессы в Оксфорд: её английских знакомых «удивило, даже потрясло», что она недавно получила письмо от моряков и лесорубов – на Западе стихов никто не читает, кроме тонкой прослойки интеллигенции, «а тут, извольте видеть, моряки и лесорубы!». Конечно, значительное влияние в формировании такой потребности оказывала вся духовная атмосфера советского общества, но и значение образования было очень важным. Школьники не просто «проходили» произведения литературы, но учились их понимать и ценить. Огромную роль здесь сыграли в 20­50­е годы сельские учителя. Если в селе не было специалиста по культработе (а квалифицированных кадров долгое время не хватало), то учитель брал на себя и эту функцию. К примеру, Герман Титов с глубокой благодарностью вспоминал учителя в алтайской коммуне «Майский свет», где рос будущий космонавт­2, Андриана Николаевича Топорова. Он не только хорошо учил детей в школе, но и вечерами собирал взрослых членов коммуны, читал им произведения классиков литературы, потом они вместе обсуждали прочитанное.

Только в последние годы, когда в порядке вещей стало то, что треть молодых граждан России полагают, будто Солнце вращается вокруг Земли, а почти две трети уверены в том, что радиоактивность – дело рук человеческих, мы смогли по достоинству оценить такое достижение советской школы, как формирование научно обоснованного восприятия мира, которое прежде считалось само собой разумеющимся.

И ещё одно важнейшее отличие советской школы от школ капиталистических стран (тут уже включая и частные). Американский педагог и психолог Ури Бронфенбреннер провёл исследование «Два мира детства. Дети в США и в СССР». И он констатировал: «Основное различие между американскими и советскими школами состоит, на наш взгляд, в том, что в последних огромное значение придаётся не только обучению предметам, но и воспитанию; для данного термина в английском языке не существует эквивалента». Это было коммунистическое воспитание.

И когда «демократы» (от докторов наук до актёров и режиссёров) в конце 80­х – 90­е годы попрекали его в том, что оно вырабатывало в людях готовность отдать жизнь за Родину, что оно прививало стремление заботиться о других, как о себе самом, что под его воздействием сознание людей перестало воспринимать частную собственность как естественную закономерность, что в нём исчезло стремление заработать побольше денег, что собственная корысть сделалась для него неправедной и нелегитимной, что оно сформировало в людях привычку ориентироваться на разумные материальные потребности, ­ они ему фактически дают наивысочайшую оценку. Потому что это именно те ценности, принципы и ориентиры человеческого существования, которые, как сказал Александр Зиновьев, тысячелетиями вырабатывали лучшие представители человеческого рода.

 

Редакция «СК».

 





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 4.09.2017 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Слово коммуниста №34 (1139) - ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники