УЛИЦА ЧЕЛЮСКИНЦЕВ
Чуть ниже автовокзала, параллельно улице Богдана Хмельницкого проходит улица Челюскинцев, названная в честь103х советских полярников, которыми в 30е годы восхищался весь мир.
Эпопея челюскинцев начиналась как полярная трагедия, а превратилась в ярчайшую демонстрацию того, что такое люди социалистического общества.
12 июля 1933 года из Ленинграда вышел пароход «Челюскин». Экспедиция имела целью пройти в одну навигацию весь Северный Морской путь. Однако в сентябре корабль попал в ледяной плен. 13 февраля 1934 года произошло сжатие льдов, и «Челюскин» затонул. 103 человека оказались на льдине. Два месяца им пришлось жить в условиях постоянной угрозы гибели и без твёрдой гарантии спасения. Но никто не бросил товарищей, чтобы попытаться спастись самому, как это случилось за несколько лет до того в экспедиции Нобиле.
Дополнительные силы челюскинцам придавала вера в то, что Родина не оставит их в беде. Так оно и было. Сразу же была создана правительственная комиссия по оказанию помощи экспедиции. Возглавить её доверили заместителю председателя Совнаркома СССР В.В. Куйбышеву. Комиссия предусматривала все возможности спасения людей. Одна из них – с помощью ледоколов. Но для этого было необходимо срочно провести ремонт «Красина» и «Ермака». Зарубежные верфи брались произвести ремонт за полтора месяца. Куйбышев попросил Кирова, руководителя коммунистов Ленинграда, мобилизовать на решение этой задачи партийные организации ленинградских судостроителей. И ремонт был осуществлён за 18 дней!
Но Валериан Владимирович считал, что главную роль должна сыграть авиация. Самые авторитетные западные специалисты, среди которых были знаменитый норвежский полярный исследователь Р. Ларсен, известный океанограф Х. Свердруп, высказывались против этого. Они доказывали, что в тех широтах да ещё в условиях полярной зимы эвакуировать челюскинцев на самолётах совершенно невозможно.
Тем не менее, советские люди в очередной раз совершили невозможное. Попытки Ляпидевского добраться до льдины снова и снова оказывались безуспешными, но лётчик не сдавался. И с 29й попытки долетел до лагеря челюскинцев и посадил самолёт. Началась эвакуация экспедиции…
Первыми вывезли детей, женщин и больных. Впрочем, один больной – и тяжело больной – ещё оставался на льдине: Отто Юльевич Шмидт. Он твёрдо был намерен оставаться в лагере, как и положено начальнику экспедиции, до конца. Его эвакуировали только тогда, когда он потерял сознание…
Мир поразило не только спасение экспедиции, но и то, как вели себя советские люди, оказавшись в критической ситуации. Они, – а среди них были представители самых разных социальных и интеллектуальных слоёв: от академиков до рабочихстроителей – не оцепенели в страхе, не «боролись за выживание», а жили полноценной жизнью. Вели систематическую работу, а в свободное время слушали лекции, устраивали диспуты на самые разные темы – от философии естествознания и космических полётов до истории христианства и творчества Гейне. Это заставило восхищаться весь мир. «Что вы за страна! – воскликнул писатель Джордж Бернард Шоу. – Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество».
Все челюскинцы были спасены. Страна встречала участников экспедиции и спасших их лётчиков как народных героев. Они побывали во многих городах. В Белгороде, правда, не останавливались. Но к поезду, который вёз челюскинцев в Харьков, как рассказывали очевидцы, пришли многие сотни людей, чтобы выразить героям своё восхищение.
16 апреля 1934 года – через три дня после завершения эвакуации челюскинцев – ЦИК Верховного Совета СССР учредил звание Героя Советского Союза. Первыми Героями стали лётчики, спасшие челюскинцев – М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков и М.Т. Слепнёв.
По литературным источникам.