ШАБАШ ПСЕВДОКУЛЬТУРЫ ПОД БЛАГОСТНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В. ВАСИЛЕНКО.
(Окончание
в следующем номере).
Перед последними выборами не без удивления узнал от губернатора, что у нас, оказывается, всё замечательно не только с «наивеличайшим свинством в мире», но и с духовнонравственным воспитанием: «В годы радикальных перемен, которые мы пережили, как никогда важно было сохранить духовнонравственный код общества и не растерять культурные ценности народа. Считаю, что и с этой задачей мы успешно справились»… «Построены заново и отремонтированы сотни учреждений культуры – клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки, музеи, театры, филармония, появились новые и заново возродились сотни творческих коллективов… Восстановлены и построены заново за это время сотни храмов, и мы благодарны РПЦ за продуктивное соработничество в духовном возрождении области».
Только вот духовность – это та сфера, в которой количественные показатели не могут служить основным критерием. Скажем, внедрение религии. Её проводниками в Белгородской области при прямом поощрении светских властей стали уже не только множащиеся храмы, но и государственные СМИ, и, фактически, государственные школы. Но насколько это способствует духовному возвышению общества?
Да, конечно, фундаментальные принципы и приоритеты человеческого бытия, изложенные в учении Христа, это основа гуманистической идеологии любой политической ориентации, и их воплощение в жизнь, будет способствовать духовному возвышению общества. Эти принципы – приоритет духовных ценностей, забота о других людях, как о себе самом, социальное равенство, категорическое отрицание богатства как цели стремлений, отказ от собственности и пренебрежение погоней за материальными благами.
Но приобщает ли к этим принципам жизни, например, внедрённые в учебные заведения курс «Православной культуры»? Некоторое время назад учительница ПК в беседе на областном радио заявила: «На уроках Православной культуры я говорю детям, что Бог создал Землю». Неужто это всерьёз можно рассматривать как шаг к духовному возвышению? В своё время я проштудировал учебники «Православной культуры» для белгородских школ – и не нашёл там ни одного упоминания о таких определяющих высказываниях Христа, как «Не можете служить и Богу, и маммоне», «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим (в христианском понимании – неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровища на небесах», «Горе вам, богатые, ибо вы получили утешение своё», «Сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение» и им подобные.
Более того, в цикле передач на радио ГТРК «Белгород», посвящённом «Своду нравственных правил», одобренному Православной Церковью, была сделана откровенная попытка примирить Бога с маммоной. А «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» призывают христиан «воспринимать собственность, как дар Божий» (а мыто, наивные, полагали, что куски общенародной собственности, доставшиеся нынешним олигархам – это дар Чубайса), и осуждают «посягательство на неё» (гл. 7, п. VII). Вполне соответствует этим идеологическим принципам и прозвучавший несколько лет назад призыв губернатора: «Приоритетным в патриотическом воспитании молодёжи должно быть приобщение к индивидуальному жилищному строительству». Причём тут патриотическое воспитание?! Как всё это сопоставить словами Христа: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником»?
Не такое ли «духовное возрождение» обличал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды».
Пару лет назад, проходя по улице Богдана Хмельницкого от улицы Гагарина вниз, заметил два баннера, расположенных на соседних столбах, сочетание которых, на мой взгляд, выражает атмосферу «святого Белогорья». Один провозглашал: «В жизни есть смысл, когда мы верим» (изображение храма не оставляло сомнения, во что должно верить), а неподалеку – скудно одетая девица кудато зазывала публику.
Так что не приходится удивляться, что в одном номере региональной газеты пару лет назад «встретились» ну очень оптимистическое высказывание митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна: «Земля святого Белогорья является примером того, как жить в мире и делать всё, чтобы наша страна достигла такого духовного состояния, которое именуется святой Русью», и сообщение, что в Белгороде врач до смерти забил пациента, который оскорбил медсестру. А вот ещё несколько сообщений последних трёх лет из очень длинной череды подобных, свидетельствующих о духовном состоянии «святого Белогорья»: убийство изза шкурок бобра в Белгородской области; зашёл в магазин согреться, а потом ограбил кассира; белгородец разбил машину, мешавшую ему пройти, 15летняя дочь заказала убийство своей матери; подросток пытал девочку, вымогая деньги...