СОВЕТСКАЯ ЭПОХА ПРИВНЕСЛА В ИСКУССТВО НОВОГО ЗРИТЕЛЯ
В. ПОЛЯКОВ.
Народная артистка СССР, балерина Галина Уланова писала: «Если бы у меня спросили, что нового внесла в балетный спектакль советская эпоха, то я бы прежде всего сказала: зрителя». И это с полным основанием можно отнести не только к балету. Выдающимся достижением советского общества стало то, что у людей выработалась внутренняя потребность в духовном общении с подлинно художественной культурой.
Константин Паустовский так описал концерт классической музыки на военном корабле в начале 30х годов: «Я сидел сзади и видел молодые напряжённые затылки моряков. Только раз все досадливо обернулись, когда на рейде заплакала сирена. Волнение, похожее на приглушённый восторг, теснило дыхание сотен людей… Десятки яликов качались около крейсера. Из них вверх, на бронированную палубу, откуда долетал печальный голос Виолетты, смотрели загорелые люди – жители севастопольских окраин».
Уже в 90е годы в передаче «Радио1» говорилось, что в 3040е годы русская классика была чрезвычайно популярна у народа; Чайковский был не менее любим, чем Дунаевский, и арии из «Евгения Онегина» люди пели как песни.
Правда, в те же 90е не раз можно было слышать и такую версию: литература и искусство, мол, были тогда для советских людей «окном в другой мир», и увлечение ими, по сути, являлось бегством от советской действительности. Но факты опровергает это утверждение.
О романе Николая Островского «Как закалялась сталь», ставшем символом нового времени, актёр Евгений Самойлов говорил, что он «потряс поколение». Любовь десятков миллионов людей завоевали произведения Аркадия Гайдара, «Мужество» Веры Кетлинской (о строителях КомсомольсканаАмуре), «Танкер «Дербент» Юрия Крымова, «Два капитана» Вениамина Каверина и многие другие литературные произведения, проникнутые духом созидания нового общества.
О духовном росте советского человека свидетельствует и поистине всенародная любовь к поэзии. Анна Ахматова, вернувшись после поездки в Оксфорд, поведала знакомым: «Знаете, чему они там из моих рассказов более всего удивились? Для нас всех здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции. А тут, вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы!».
А «самое массовое из всех искусств», по определению Ленина, кино... Возьмём за критерий знаменитый американский фантастический боевик «Аватар», безоговорочный лидер мирового проката нового века по кассовым сборам. В СНГ на нём побывали порядка 1819и миллионов зрителей. Так вот, в 5060е годы десятки советских фильмов собирали много больше зрителей. Среди них не только приключенческие ленты, детективы, комедии, но и картины, которые рассказывали о жизни людей, их работе, их жизненных проблемах: «Возвращение Василия Бортникова», «Евдокия», «Живёт такой парень», «Жилибыли старик со старухой», «Высота», «В добрый час», «Дорогой мой человек», «Екатерина Воронина»… Все они собрали по 2535 миллионов зрителей.
Обращает на себя внимание, что немалая часть фильмов из числа лидеров проката тех лет являли собой подлинные произведения искусства, в которых повествование велось с помощью специфических выразительных средств кино, которые требуют от зрителей напряжённой работы души.
Фильмы Андрея Тарковского специалисты и тогда относили к сложным для восприятия. Но… «Иваново детство» в СССР собрал 16 миллионов зрителей, «Андрей Рублёв» 10,5 миллионов, «Солярис» 6 миллионов, «Сталкер» 4 миллиона. Для сравнения: третий фильм проекта «Пираты Карибского моря» в конце «нулевых» годов стал рекордсменом проката СНГ с показателем 7 миллионов посещений.
Выработка у широкого круга людей внутренней потребности в общении с подлинно художественной культурой, готовности к работе души для её постижения было беспримерным свершением. Она означала выход советского общества на такой уровень духовного развития, о котором западный мир даже не мог мечтать.