БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ
Когда я восстанавливаю в памяти советское время, то снова ощущаю, насколько интересно тогда было жить.
Формирование разносторонне развитой личности – это была одна из программных целей коммунистов. И для её достижения было сделано очень и очень много. Я имею в виду не только создание великого множества разнообразных кружков и секций в школах, вузах, Домах пионеров и Домах культуры, но и то, что у детей, подростков, молодых людей было желание в них заниматься. Никто их особо не «вовлекал», не «охватывал», они сами стремились в них, потому что сама атмосфера общества настраивала на реализацию себя. Я это чувствовал и в 30е годы, когда сам был подростком, и в 50е, когда начал преподавать в Белгородском педагогическом институте.
Я работал на физикоматематическом факультете, и никогда не принимал вошедшего в моду в 60е годы противопоставления «физиков» «лирикам». Помоему, это пошло от литераторов, которые почувствовали себя ущемлёнными, что после прорыва нашей страны в космическую эру, физики оказались в центре внимания общества. В нашем вузе такого разделения не было и в помине.
Будущие учителя математики и физики проявляли большой интерес и к «лирике». Часто студенты, по собственной инициативе, организовывали совершенно не формальные литературные вечера, в которых охотно соглашались участвовать известные в Белгороде поэты. С учётом нынешнего времени, считаю нужным уточнить: абсолютно безвозмездно – поэтам тоже было интересно пообщаться со студентами. И не случайно, наверное, что у выпускников физмата, работавших по специальности, со временем выходили их собственные поэтические сборники – например, у Г.Н. Бычковой, Г.И. Астахова, Л.Л. Коцарева.
Многие студенты физмата стремились проявить себя и в художественной самодеятельности, душой которой в то время был любимец факультета, преподаватель матанализа Анатолий Михайлович Гордеев, обладавший понастоящему хорошим голосом.
Не менее привлекала будущих физиков и математиков культура физическая. Василий Андрианович Дербенёв, проработавший на физмате четыре десятилетия как преподаватель физики, прививал студентам любовь не только к своему предмету, но и к туризму. И многие выпускники потом передавали эту любовь своим ученикам в школе. Но туризм был далеко не единственным увлечением физматовцев. Они занимались и гимнастикой, и футболом, и волейболом, и другими видами спорта. Занимались не в надежде сделать спортивную карьеру, а просто потому, что им это было по душе. Скажем, уже упоминавшийся Георгий Астахов стал чемпионом области по боксу, но после окончания института преподавал в школе физику; студентки физмата, выигравшие чемпионат области по волейболу, тоже все стали учителями математики или физики…
Подчеркну, студенты знали, что их успехи в художественной самодеятельности или в спорте не дадут им какихто привилегий в вузе. Молодым людям просто было интересно жить полнокровной жизнью.
Ю. ВАСИЛЕНКО,
декан физмата
в 19581971 гг.