КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Слово коммуниста №45 (1150) :: Общество «Знание»
(к 70-летию создания)

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Общество «Знание»
(к 70-летию создания)








В этом году мы отметили 100­летие Великой Октябрьской Социалистической революции.

Государство, которое наши недруги, буржуазные либерал­«патриоты», выставляют как «тоталитарное», диктаторское, мне кажется было более демократичным, нежели сегодняшнее авторитарно­демократическое. Тогда механизм управления был сосредоточен в руках Коммунистической партии, работающей, в основном, на общественных началах, бесплатно, с относительно небольшим аппаратом. А мысли партии, идеи партии, её цели, мотивы, начинания подхватывались миллионами граждан, общественными организациями, Советами, проникали в практику жизни и воплощались в дела.

Для примера мне хотелось бы привести деятельность общества «Знание», которому в этом году исполнилось 70 лет.

Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1963г. «Всесоюзное общество «Знание») было организовано в 1947 г. по инициативе ученых, прежде всего, Академии Наук СССР, а также других научных и общественных организаций. Чем была вызвана необходимость в создании этой организации, почти сразу после жесткой разорительной войны?

Строительство социализма, предполагавшего решение все новых и новых задач, опиралось на науку, культуру, передовые знания. Тем более, что в это время осуществлялся атомный проект, ракетный проект, Сталинский план преобразования природы.

Остановиться на том уровне, который был представлен достижениями 30­х гг. в области образования и культуры советского общества, значит отстать от прогресса. К этому подвигали и вызовы «Холодной войны», навязанной нам бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Людям во всем мире, в т.ч. и нам, навязывались чудовищные взгляды о сущности советского социального строя, как о диктатуре ГУЛАГа (с точки зрения «патриота» Солженицына) в противовес демократии Европы и США, США «бряцали» атомной войной.

Вот в таких условиях в советском обществе, помимо укрепления оборонного потенциала, возникла необходимость повышения духовного потенциала: нужно было добиться, чтобы каждый советский человек осознавал свою роль и ответственность в обществе за безопасность страны, за опережающее капитализм развитие социалистического общества.

То есть, если с 1920­30­х годов стояла задача ликвидации неграмотности и всеобщего обязательного начального образования для молодёжи, а затем и неполного 7­8­классного среднего образования, то в 40­50­е годы надо было поднять уровень знаний в области политики, науки, культуры всего населения на ступеньку выше, сделать каждого человека вполне развивающимся в обстановке, сознательно принимающим свои решения и проводящим их в жизнь на пользу общества. Партия понимала, что равнодействующая сумма усилий современной науки во многом (в конечном счёте) определяла успех в защите страны от нападения и в строительстве социализма.

Победа в Великой Отечественной войне 1941­1945 гг. подтвердила эти надежды. Казалось бы, можно успокоиться и «залечивать раны», но оказывается, что социализм, СССР, Россия «враг» не только фашизму, но и бывшим нашим союзникам во Второй мировой войне, так называемым «буржуазным демократиям» – США и Англии, которым СССР являет угрозу. Начинается то, что в послевоенной истории получило название «холодной войны». Десятки, сотни радиостанций по 24 часа в сутки (Би­Би­Си, «Голос Америки», «Радио Ватикана», «Свобода» и др.) заполнили эфир голосами о том, что СССР не союзник, а, напротив, враг, целью которого является насильственное навязывание социализма европейским «демократиям». Советским же людям они внедряли взгляды об отсутствии свобод в СССР.

Теперь, спустя много лет, особенно после контрреволюционного переворота в СССР в 90­х гг. и «революции» (Майдана) в Киеве, мы хорошо представляем всю опасность подобного промывания мозгов. Люди, особенно молодое поколение, систематически поглощающие такое идеологическое «пойло», через определённое время переходят на позиции, тождественные вещателям. А это опасно, это ­ «Пятая колонна» внутри народа, партии и государства. Такую опасность ощущали передовые люди нашей страны. Вот почему после войны, помимо развития общего и профессионального образования, в государственных средних и высших учебных заведениях возникла необходимость создания общественной организации, которая бы привлекла мощный слой образованной советской интеллигенции к распространению знаний среди населения. Обладая такими знаниями, взглядами, представлениями люди были бы ограждены от проникновения антинаучных взглядов, мистики, обскурантизма, неправильного понимания политической линии государства внутри страны и на международной арене. Естественно, инициаторами стали ученные Академии наук СССР, и первым среди них был президент АН СССР С.И. Вавилов, затем академик И.И. Артоболевский, Г. И. Марчук, Н.Г Басов. Быстро, с помощью партийных органов, была создана стройная структура общества, включающая Всесоюзное общество с центральным аппаратом, далее создавались республиканские, областные, городские, районные, а также первичные организации предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов, которые охватывали своим влиянием все коллективы, все население страны…

Общество быстро наполнялось кадрами – лекторами – общественниками: это были учёные НИИ и ВУЗОВ, преподаватели техникумов и лучшие учителя школ, юристы и экономисты, врачи и агрономы, инженеры и др., которые по зову своего сердца шли в народ и несли ему свет знаний. Хотя к этому времени многие граждане страны получили различное образование, тем не менее специалист лучше знал проблемы своей среды, нежели рядовой гражданин, желающий пополнить свой кругозор. Это желание диктовалось не только из естественной потребности «все знать», а из того, что наука быстро прибавляла в своем развитии (атом, кибернетика, космонавтика, жизнь и Вселенная). Была напряжённость в международной обстановке: вчерашние союзники в борьбе с фашизмом ­ США, Англия и др. ­ начали холодную войну против СССР – главного победителя германского фашизма. Нужно было добиться, чтобы советские люди знали откуда надвигаются новая угроза нашей социалистической Родине. На этой основе определяли свое мировоззрение, идеологию и отношение к реальности. Это очень важно было для нашего руководства, для правящей Коммунистической партии. Поэтому деятельность общества «Знание» развивалась под непосредственным партийным руководством в сочетании с внутренним благородным порывом сотен тысяч лекторов­общественников. Эффект от такой общественной деятельности был велик. Никакие известия, сообщения печати, радио, телевидения не давали такого результата, как личная встреча лектора со слушателями. Именно здесь, в такой доверительной обстановке, возникал непосредственный контакт лектора со слушателем, когда можно было задать вопросы лектору, поделиться сомнениями, поспорить.

Общество «Знание» с честью справилось со своей миссией. Быть инженером или учёным, заниматься исследовательской работой стало крайне престижно, молодёжь буквально хлынула в технические вузы, выросла культура населения.

В 1963 году «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» было переименовано во «Всесоюзное общество «Знание». К этому времени советский человек, прослушивал ежегодно в среднем от 4 до 5 лекций.

В 1964 г. Съезд Общества принял решение о создании народных университетов, перейдя таким образом от разрозненных лекций и брошюр к систематическому специальному образованию. Однако лекционная работа оставалась важнейшей частью работы. Помимо работы народных университетов, общество организовывает по всем отраслям знания публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические встречи, устные журналы, народные чтения, творческие отчёты ученных в производственных коллективах, беседы, научные консультации; участвует в пропаганде знаний по радио и телевидению. В 1970 г было прочитано 18,5 млн лекций, на которых присутствовали свыше 950 млн слушателей. К началу 1990­х г в обществе «Знание» ежегодно читалось более 25 млн лекций для 280 млн человек по всему Советскому Союзу. Членами общества являлись 2 тыс. Академиков, более 25 тыс. докторов наук, 383 тыс. инженеров, 208 тыс. врачей, 184 тыс. специалистов агрокомплекса.

Белгородская организация общества «Знание» была образована в 1954 г. вместе с созданием области. Ее председателем, ответственными секретарями управления в разное время были: Брагинцев Иван Григорьевич, Жуковский Лев Тимофеевич, Елистраткин Иван Алексеевич, Коняев Петр Григорьевич, Курганский Иван Трофимович, Багатырева Мария Трофимовна и др. Эта была действительно массовая общественная организация, руководимая избираемым Правлением, которая возглавлялась председателем, работавшим на общественных началах, и ответственным секретарем.

Для предметной работы Правление формировало научно­методические советы по пропаганде и распространению знаний в области международных отношений, экономики, права, медицины, культуры, сельского хозяйства, охране окружающей среды и др. Возглавляли советы самые лучшие, активные авторитетные представители интеллигенции области, районов. Так, например, Совет по международным отношениям возглавил доцент Педагогического института Уваров Анатолий Платонович, по вопросам медицинских знаний ­ врач Варавин Иван Дмитриевич и т.п.

Организации общества «Знание» были созданы и действовали во всех районах, городах, учебных заведениях. Таким образом, охват населения влиянием научных знаний был полным. Как это было? Покажу на собственном примере: с 1956 г. выступал с лекциями об освоении Космоса, о полетах с использованием ракетных двигателей ­ интерес слушателей был огромный. А с 1957 г., когда был запущен первый искусственный спутник Земли, интерес многократно возрос. Не было дня, чтобы меня не направляли на какое­либо предприятие, завод, в учреждение для выступления, а иногда их было 2­3. То же и в других сферах знаний. Это было отрадно. Лекции общества «Знание» были лучшими пропагандистами передового, социалистического образа жизни. Ничего подобного в странах капитализма не было, да и не могло быть.

Часто практиковался коллективный выход, выезд группы лекторов на предприятия. Вспоминается выезд на Витаминный комбинат. Я был поражен громадой завода (видел впервые). Несколько цехов (наверное, десятки) уходили вдаль, закрывая друг друга. Нас встретили, быстро распределили по цехам, где мы в обеденный перерыв встретились с рабочим классом. По ходу лекции и её окончания – отвечали на вопросы слушателей. Настроение было приподнятое, ощущение успеха и исполненного долга.

Лучшими лекторами в области права считались:

• Уваров Анатолий Платонович ­ доцент Педагогического института,

• Соколинский Зиновий Вениаминович ­ доцент Кооперативного института,

• Харченко В.Е. – профессор Технологического университета,

• Левочкин В.И. – доцент Педагогического института,

• Харченко В. К. – доцент Педагогического института,

• Одарченко А.В. – профессор Технологического университета,

• Ушаков П.Ф. – кандидат наук Технологического университета,

• Морозов А.А. – начальник отдела музея ­диорамы,

• Варавин И.Д. – директор центра Здоровья управления здравоохранения области,

• Тимофеева А.И. – кандидат экономических наук Сельскохозяйственной академии,

• Глазунов Е.Г. – начальник отдела по охране природных ресурсов области,

• Ярцев А.И. ­ доцент Педагогического института,

• Огнев В.Л. – лектор обкома КПСС,

• Фатьянов М.Д. ­ лектор обкома КПСС,

• Колпин В.Д. ­ лектор горкома КПСС и др.

Всего же на ниве научно­просветительской деятельности в области участвовало более трех тысяч лекторов.

Полная аудитория слушателей собиралась, когда прибывал лектор из Москвы – Республиканского общества «Знание» или из ЦК партии, особенно уважали международников. Они владели большей информацией, которую хотели получить лекторы и слушатели глубинки. В сёлах выступали лучшие, наиболее эрудированные учителя, медики, учёные агрономы, юристы и др., в общем – сельская интеллигенция, по направлению местных первичных организаций.

Таким образом, лекторы общества «Знание», не считаясь с трудностями походов и поездок, выполняли благородную миссию – несли знания в массы трудящихся городов и сёл области. Результаты были налицо: успехи в трудовых делах на производстве, бодрое оптимистическое настроение людей.

Но вот наступили 90­е годы, страна сломалась, произошел буржуазный контрреволюционный переворот, следствием которого стал распад СССР – Великой страны социализма, объединявшей 15 союзных республик. Рухнули и общественные организации: буржуазии, капиталу не нужны просветительские общественные организации, главное – прибыль, богатство. Общество «Знание», как и другие добровольные объединения, стало разрушаться.

Произошёл распад территориальной структуры областной организации, были ликвидированы районные, городские, первичные организации. Передел собственности лишил общество «Знание» рабочих помещений и лекционных аудиторий, полностью разрушил материальную базу общества. Обострилась кадровая проблема: все штатные работники ушли из аппарата общества, остались только пенсионеры. Ушли и лекторы.

К началу нового столетия распались все организации общества «Знание» на Белгородчине. Последней (в 2004 году) прекратила свое бытие – Корочанская районная организация. Общество «Знание» ушло в историю. Просвещение народа ­ не есть функция капитализма. А для оболванивания масс подаётся пресса, телевидение, интернет, в которых распространяются идеи либерально­буржуазного олигархата, выполняющих волю власти.

Празднуя 100­летие Октября, мы, ветераны Коммунистической партии, войны и труда, вспоминаем и страну, созданную на просторах бывшего СССР, в которой мы росли, учились, трудились, которую мы защищали. Деятельность общества «Знание», рождённого 70 лет назад – убедительная иллюстрация общественной жизни Страны Советов.

П. Коняев,

член ВКП (б), КПСС, КПРФ с 1946 г.,

участник Великой

Отечественной войны,

председатель Правления

областной организации

«Знание» в1972­1983 гг.,

Почетный профессор НИУ «БелГУ».





           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 20.11.2017 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Слово коммуниста №45 (1150) - Общество «Знание»
(к 70-летию создания)

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники