РОВЕСНИК ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
Режиссёру Джузеппе Де Сантису фильмы «Трагическая охота», «Горький рис», «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов», «Дайте мужа Анне Дзаккео», «Дни любви», «Дорога длиною в год» принесли заслуженное признание одного из великих мастеров неореализма, который стал яркой страницей в истории не только итальянского, но и мирового киноискусства. Высоко был оценён, в том числе и в нашей стране, фильм «Они шли на Восток» об итальянских солдатах, ставших соучастниками агрессии против СССР. Это произведение не было попыткой их оправдать, это было обвинением фашизму.
Мы вспомнили о Джузеппе Де Сантисе не случайно. В этом году исполнилось 100 лет не только Великой Октябрьской социалистической революции, но и ему. И он всегда гордился тем, что был ровесником Великого Октября.
Каждый человек в той или иной степени склонен к кокетству, говорил при нашей встрече в 1987 году режиссёр. Я, например, чутьчуть кокетничаю, когда подчёркиваю своё крестьянское происхождение, когда говорю, что остаюсь крестьянином – крестьянином, который стал образованным. Но я совершенно не кокетничаю, когда говорю о том, что я – ровесник Октябрьской революции. Я горжусь этим и считаю, что это совпадение накладывает на меня особую ответственность.
Мне не раз доводилось слышать о разных режиссёрах, в том числе и о Вас, что именно он должен считаться отцом неореализма. Так кто же всётаки стоял у истоков этого направления?
Мне тоже не раз приходилось отвечать на подобные вопросы, улыбнулся Де Сантис, и я всегда говорил: «У неореализма есть только мать – великая мать: сопротивление итальянского народа реакции». Без этого неореализм не смог бы стать таким мощным течением. И авторы неореалистического кино, в свою очередь, участвовали своими фильмами в борьбе за демократизацию итальянского общества.
Я уже немало лет не видел ваших фильмов. Они по какойто причине не доходят до советского проката?
Всё гораздо хуже. Неореализм вывел на экраны простых людей, которые прежде никогда не могли на него попасть: крестьян, рыбаков, партизан. Но в 60е годы итальянское кино стало переориентироваться на жизнь буржуазии. Я не хочу сказать, что фильмы стали хуже – в 6070е годы в Италии было создано много прекрасных картин. Но такая трансформация означала, что левая культура потерпела поражение: буржуазия стала доминировать и в культуре. Простым людям опять не было места на итальянском экране. А это значит, что не оказалось места и для Джузеппе Де Сантиса. Мне много раз говорили: «Такой режиссёр, как ты, мог бы приспособиться и делать фильмы в новом русле». Но я не хочу приспосабливаться. В принципиальных вопросах я на компромиссы не иду.
В. ВАСИЛЕНКО.