К НОВЫМ ВЫБОРАМ – НОВЫЙ ПРОЕКТ
Нынешние правители России не только успешно возрождают традиции времён Николая II, но и создают свои. Одна из них – одаривать электорат к выборам действующим на воображение проектом. Первые выборы – «Догоним Португалию!», вторые – «Удвоим за десятилетие ВВП!» и пошло… Были и «Новая индустриализация», и «Стратегия 2020». Нынешний лозунг: «Даёшь цифровую экономику!». Он отвечает требованиям времени, можно сказать, выводит Россию на передовые рубежи развития.
Однако власть продолжила свою традицию и в том, что, при провозглашении проекта, стране в который раз не было предложено никакого конкретного плана с чётко определёнными задачами, указанием средств их решения, промежуточными целями – только эффектный лозунг. Более того, в этот раз ни один из руководителей, заявлявших цифровую экономику как главную задачу ближайшего этапа развития страны, не удосужился внятно объяснить народу, что же, собственно, такое ему предлагают строить. Это подсказало остроумцам уничтожительное для власти определение, подводящее итог всем её предыдущим проектам: это когда цифры есть, а экономики нет.
Но давайте попробуем всерьёз разобраться в том, что же нам предлагают строить? Насколько реально осуществить проект при продолжении общего курса правителей страны, или он обречён на то, чтобы пополнить длинный список своих предшественников, результат которых «получилось как всегда»? Добром или злом станет всеохватывающее распространение цифровых технологий для людей?
В конце июля (2017 года – «СК») правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Она предполагает масштабное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, что, по замыслу её создателей, должно коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему. Действительно, внедрение цифровых технологий абсолютно необходимо, это требование времени. Однако эффект от него будет ограниченным, если оно не станет частью более общей, комплексной программы развития национальной промышленности. А такой общей программы в России нет. Поэтому прорывных результатов от новой программы ждать не приходится.
В новой программе нет точного определения термина «цифровая экономика». Программа определяет цифровую экономику, как экономику, в которой «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социальноэкономической деятельности». В мировой экономической науке обычно под этим термином понимаются все виды деятельности, основанные на цифровых технологиях, — такие, как, например, электронная коммерция, интернетсервисы, электронный банкинг и прочие виды так называемого финтеха (то есть применение цифровых технологий для предоставления финансовых услуг), и т.п.
Все эти определения довольнотаки размытые, однако даже из них понятно, что цифровая экономика — это лишь инфраструктурная надстройка над реальным сектором экономики, призванная упростить взаимодействие участников производственного процесса на предприятии, а также взаимодействие различных субъектов в процессе экономической деятельности. В результате этого можно значительно увеличить производительность труда в процессе производства. Однако эта инфраструктурная надстройка не может заменить собой реальное производство. Условно говоря, для того чтобы чтото продавать с помощью интернеткоммерции, надо сначала этот товар произвести.
Таким образом, если внедрение цифровых технологий будет проводиться без параллельного развития «традиционного» производства, вместо сырьевой экономики мы получим «цифровизированную сырьевую экономику».
Но даже в этом случае определённый позитивный эффект будет — хотя бы от реализации некоторых отдельных задач, указанных в программе. В качестве примера отмечу пункт 2.10: «Мотивировать граждан на освоение базовых компетенций цифровой экономики». Там, в частности, ставится задача создать «бесплатный онлайнсервис непрерывного образования взрослых для широких слоёв населения, направленный на формирование базовых компетенций по цифровой экономике». Наличие такого ресурса сейчас крайне необходимо — особенно для людей предпенсионного возраста, которые не могут найти работу изза отсутствия знания современных технологий обработки информации.
Однако всеобщая цифровизация таит в себе ряд серьёзных опасностей. Наиболее очевидная из них — уязвимость сложных цифровых систем по отношению к случайным сбоям и хакерским атакам. Например, одно из направлений цифровизации, заявленных в программе, — это «умный город», то есть внедрение цифровых технологий управления энергетическими и водными ресурсами, а также общественным и личным транспортом в ряде крупных российских городов. Несложно представить себе, насколько серьёзно может парализовать жизнь города хакерская атака на такую систему.
Другая серьёзная проблема, связанная с всеобщей цифровизацией, — это проблема сохранения конфиденциальности личной информации. Не секрет, что уже сейчас технологии обработки больших данных (Big Data) позволяют собирать и хранить огромные массивы информации о частных лицах. Например, ваш интернетбраузер «знает», какие сайты вы посещаете и какие товары вы покупаете в интернетмагазинах; ваш банк «знает», в каких местах вы расплатились вашей банковской картой; а уж по вашим «лайкам» в социальных сетях можно составить ваш подробный психологический портрет, причём вполне достоверно.
Недавно в интернете широко обсуждался случай неправомерного использования персональных данных клиентов компанией Segmento, принадлежащей Сбербанку, которая проводила маркетинговое исследование по заказу Макдоналдса…
Резюмируя сказанное. Принятие программы «Цифровая экономика» — это важный шаг в верном направлении. Внедрение цифровых технологий будет способствовать увеличению производительности труда и повышению эффективности экономики. Но для того, чтобы оно принесло максимальную пользу, программа цифровизации должна быть частью более общей программы развития экономики в целом. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на недопущение возможных злоупотреблений.
Т. КУЛИКОВА,
«Правда», №90, 2017.
(в сокращении)