ВЕЛИЧИЕ СОВЕТСКОГО ДУХА ПОТРЯСЛО МИР
В. ВАСИЛЕНКО
В этом году исполняется 75 лет героической эпопеи «челюскинцев». Собственно, сам поход начался раньше. Пароход «Челюскин» вышел из Ленинграда 12 июля 1933 года. Экспедиция имела целью пройти в одну навигацию весь Северный Морской путь. Однако в сентябре корабль попал в ледяной плен. 13 февраля 1934 года произошло сжатие льдов, и корабль затонул. С этого момента и началась героическая часть экспедиции. 103 человека(среди них было семь женщин и двое детей) оказались на льдине. Два месяца им пришлось жить в условиях постоянной угрозы гибели и без твёрдой уверенности в спасении – ведь авиаполёты в тех широтах в это время года считались невозможными.
Когда В.В. Куйбышев, возглавлявший правительственную комиссию по оказанию помощи «челюскинцам», предложил использовать авиацию, известный полярный исследователь из Норвегии Р. Ларсен катеогрически заявил, что это нереально. Первые попытки долететь до лагеря «челюскинцев», казалось, подтверждали это: 28 попыток Ляпидевского добраться до льдины и посадить на неё самолёт оказались безуспешными.
Но, несмотря на все трудности и опасности, никто из «челюскинцев» не бросил товарищей, чтобы попытаться спастись самому, как это случилось за несколько лет до того в экспедиции Нобиле.
Более того, эти люди – а среди них были представители самых разных интеллектуальных слоёв(от академиков до кочегаров) – не оцепенели от страха, не «боролись за выживание», а жили полноценной жизнью. Вели систематическую работу, как и положено научной экспедиции, а в свободное время слушали лекции(благо Отто Юльевич Шмидт один мог по эрудиции заменить любой лекторский отдел), устраивали диспуты на самые разные темы: от философии естествознания и возможности космических полётов до творчества Гейне и истории христианства.
Вся страна горела желанием помочь «челюскинцам». Это воплощалось и в делах. Хотя правительственная комиссия главным средством спасения решила сделать авиацию, предпринимались и другие шаги. Самый мощный советский ледокол того времени «Красин»(тот самый, который спас экспедицию Нобиле) нуждался в ремонте. По расчётам наших специалистов на это требовалось четыре месяца. За рубежом брались подготовить корабль за полтора месяца. Ленинградские судостроители выполнили эту задачу за 18 дней!
Такой высочайший дух, проявленный советскими людьми в экстремальных условиях, заставил восхищаться весь мир. «Что вы за страна! – воскликнул писатель Джордж Бернард Шоу. – Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество!».
дата: 10.02.2009 Верхний уровень