Куда уходит информация о россиянах?
Наверняка, каждый слышал о том, как наши власти заботятся о безопасном хранении персональных данных россиян. Федеральный закон ФЗ242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационнотелекоммуникационных сетях» был подписан президентом РФ Путиным 21 июля 2014 года. Согласно данному закону, «с 1 сентября 2015 года хранение и обработка персональных данных россиян в интернете допускаются только с использованием серверов, расположенных на территории России». Хранятсято они в России, но кто имеет доступ к ним? Выяснилось, что многие, в том числе иностранные граждане или компании.
Итак, есть в России компания «Ярус», владелец торговой марки при работе с фискальными данными «ОФДЯ». Работа с фискальными данными – это хранение и передача данных от кассы продавца до налоговой инспекции.
Как указано на сайте компании:
«В соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольнокассовой техники ОФДЯ (ООО «Ярус») одним из первых в России получил разрешение на обработку фискальных данных и был внесен в реестр Федеральной налоговой службы. Оператор фискальных данных ОФДЯ имеет полный пакет разрешительной документации для ведения деятельности в статусе ОФД. Кроме того, ОФДЯ владеет необходимой технической и технологической базой для осуществления хранения и передачи данных от ККТ в ФНС.»
Смотрим выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Данные компании – ИНН, коды, юридический адрес – совпадают с указанными на сайте компании.
Но что мы видим? Компания, которая хранит и передает информацию о продажах и покупках российских граждан и компаний, качественном и количественном составе этих покупок, а также иные персональные данные – в собственности иностранных юридических лиц. Смотрим учредителей.
Как видим, с 23 августа 2016 года это две компании: одна зарегистрирована на Кипре (доля в уставном капитале 67%), вторая ( 33%) – в Сингапуре. Это традиционные оффшорные зоны, используемые для ухода от налогов в стране, где ведется фактическая деятельность – России.
При этом, как следует из информации с сайта Роскомнадзора, компания «ЯРУС», владельцами которой являются два иностранных юридических лица, «состоит в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных».
Указана там и цель обработки персональных данных, в том числе:
организация сбора данных для выпуска карт, используемых в цифровых контрольных устройствах (тахографах), устанавливаемых на транспортных средствах;
организация сбора данных для работы удостоверяющего центра или агента удостоверяющего центра;
организация сбора данных для работы Оператора фискальных данных.
И указано, какие именно категории персональных данных разрешены к сбору: фамилия, имя, отчество, год рождения, месяц рождения, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, паспортные данные, номер телефона, электронная почта, идентификационный номер налогоплательщика, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, сведения, включенные в трудовую книжку, сведения о воинском учёте, фотография, знание иностранного языка, гражданство, общий трудовой стаж, место работы, состав семьи.
Что же получается? Компания, прибыль от которой уходит в иностранные оффшорные компании, с уставным капиталом в 20 тысяч рублей, имеет юридически подтвержденный доступ к персональным данным россиян, причем без их ведома?
Рассчитываясь на кассе магазина, большинство не задумывается, насколько значима информация о том, что они купили пакет молока, полкило сосисок, и оплатили это с банковской карты. Но, собранные воедино о десятках, сотнях тысяч пользователей, эти факты превращаются в массив «больших данных». Анализируя их, специалисты в различных сферах деятельности – и это не только относительно «безобидные» маркетологи, и не только российские специалисты – могут оценивать демографические, социальные, экономические характеристики поведения россиян, прогнозировать тенденции их развития и, соответственно, находить способы влиять на них. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Фраза Натана Ротшильда в современном мире получает еще более веское подтверждение – достаточно взглянуть на список самых богатых людей.
Кирил Милов.