ПАМЯТНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Соседкина Лидия Михайловна, Ростовская область, г. Таганрог
Я окончила 7 классов и, как всегда, уехала летом гостить к бабушке в деревню. Там я сильно заболела. Несколько дней температура держалась 39-40°С. Привезли меня домой в Новосибирск. Вызвали «скорую», и попала я в детскую инфекционную больницу. При поступлении детей в больницу всем стригли волосы на голове. Меня тоже ждала такая участь.
Так как я через месяц должна была идти в школу, в 8-й класс, я категорически отказалась стричь волосы и к себе не подпускала ни дежурного врача, ни парикмахера. И тогда врач приняла такое решение: косы обрезать, оставить на память, а мне сделать стрижку очень короткую, как у мальчиков. С этим решением я согласилась, надеясь, что волосы к школе отрастут. Парикмахер приступил к своей работе. По окончании стрижки он принес зеркало и попросил меня посмотреть в него. Я себя не узнала. На меня смотрел симпатичный юноша с большими карими глазами, с черными волнистыми, коротко подстриженными волосами. Вот с такой прической я пришла учиться в школу, в 8-й класс. Благодаря этой прическе вскоре я стала участвовать в важных для меня школьных событиях.
Приближался праздник 23 февраля. Во всех школах шли репетиции, посвященные этой дате. Ученики с учителями готовили стихи, песни, постановки. В нашей школе девочки и мальчики учились вместе. А недалеко, на этой же улице Жданова, находилась школа только для мальчиков. В этой школе решили поставить спектакль о героической девушке Зое Космодемьянской. На все роли в спектакле они нашли исполнителей, а на главную роль, роль Зои, найти не могли, так как все девочки в то время в школу ходили только с косичками. И стали они обращаться по другим школам, ища девочку с короткой стрижкой, и нашли: это была я.
Приближался праздник, шли репетиции. Я с большим удовольствием, с огромным желанием ходила на эти занятия. Наконец наступил долгожданный день. Огромный зал в школе был полностью занят зрителями. В первых рядах сидели ученики начальных классов вместе с родителями, с учителями, на дальних рядах - старшеклассники. Начался концерт. Дети пели, танцевали, читали стихи. В конце концерта - наш спектакль. Одна сцена сменяется другой, в зале тихо, все внимательно, с большим интересом следят за событиями в спектакле.
И вот, наконец, заключительная сцена. Закрыли занавес. На сцене устанавливают сооружение, похожее на виселицу, около нее табуретка с низкими ножками. По сцене лежат сугробы (опрокинутые стулья, а сверху простыни). Пока ребята оформляли сцену, меня в пионерской тоже готовили к спектаклю. Лицо, руки, ноги пятнами покрасили серой, черной и красной краской. На тело надели короткую кофточку с сильно расстегнутыми сверху пуговицами. Кофточку прямо на мне сбрызнули красными чернилами. Я быстро надела приготовленную мне юбочку. Взглянув в зеркало, я заревела белугой - кофточка настолько была открыта, что виднелась моя грудь, а юбка была спереди вертикально порвана, при движении голая нога моя виднелась выше колен. Я еще больше заревела. Не знала, что и делать: выходить в таком виде - стыдно. И срывать спектакль нельзя. Я ревела и не знала, как мне поступить. Пионервожатая стала меня уговаривать, что так я и должна выглядеть после пыток немцами. Все точки над «i» поставила учительница, которая готовила этот спектакль. Она сказала, что грудь не будет у меня видно, так как сейчас на шею мне наденут доску, а то, что я плачу - это хорошо, молодец, что вхожу в роль. Еще учительница меня предупредила, когда я буду говорить последний монолог, чтобы я на людей не смотрела, а смотрела над их головами, на стену.
Занавес открылся. На шею мне надели картонную дощечку на веревочке с надписью «партизан» и потянули меня к выходу на сцену. У дверей уже стояли два мальчика с автоматами в форме фрицев, и я, заплаканная, в кровоподтеках, с доской на шее, шаткой походкой (запнулась о поваленный стул), толкаемая автоматами фрицев, иду по сцене. Зал замер. Все в напряжении - и я, и зрители. Подхожу к табуретке. Фрицы со словами «ком, ком» толкают меня в спину, я забираюсь на нее. Поворачиваюсь лицом в зал и вижу: плачут все - и дети, и родители, и учителя. Какой-то ком подкатил у меня к горлу. Я сама еле сдерживаю слезы, чувствую, что сейчас вот-вот разревусь, и слышу голос Надежды Ивановны: «В зал не смотри, смотри на стену», - и вижу на стене огромный портрет Сталина. И с голосом высокого патриотизма я громко крикнула: «Люди, не плачьте! Сталин с нами! Победа будет за нами!»
Весь зал встал, все плачут и аплодируют. Занавес закрылся, сцену освобождают от всего, а мы, участники спектакля, вышли на сцену, выстроились в шеренгу, занавес открыли. В зале по-прежнему все стоят, плачут и хлопают. И мы тоже все плакали. На сцену поднялся директор, сказал: «Молодцы, ребята, а ты, Лидочка, непременно станешь хорошей артисткой, а мы все будем ходить на твои спектакли». Артисткой я не стала, стала руководителем по производству военных истребителей на любимом мной авиационном заводе В. П. Чкалова в городе Новосибирске.