САМАЯ НЕУДАЧНАЯ РОЛЬ НИКИТЫ МИХАЛКОВА
В. ВАСИЛЕНКО
Роль симпатичного, стопроцентно советского по духу, молодого человека в своё время принесла немалую популярность актёру Никите Михалкову. Но это время осталось в далёком прошлом. В последние полтора-два десятилетия Никита Михалков упорно пытается утвердиться в роли истинного дворянина. Ну и как же он с ней справляется?
В 70-е годы Михалков, уже как режиссёр, поставил, на мой взгляд, очень хорошие фильмы «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Но сейчас речь не об их идейно-художественных достоинствах, а о том, как изображены в них дворяне.
Для начала напомню, что к тому времени «отрицательный» стереотип изображения дворян в советском кино давно отошёл в прошлое. Можно вспомнить немало картин – от знаменитого телефильма «Адъютант Его Превосходительства» до не ставшего событием кинофильма «Пароль: «Отель Регина», в которых даже некоторые дворяне-белогвардейцы были показаны так, что по-человечески вызывали уважение. Иначе у Михалкова.
«Свой среди чужих, чужой среди своих». Один дворянин, Лемке, обрекает своих товарищей-белогвардейцев на гибель, лишь бы только самому завладеть похищенными у большевиков ценностями. Другой, Брылов, - бандит по самой своей сущности.
«Раба любви». В этом фильме один дворянин, Потоцкий, действительно показан рыцарем без страха и упрёка. Только это рыцарь «красной» идеи. А его враги, среди которых тоже дворяне, как, например, начальник контрразведки белых, представлены садистами и убийцами.
«Неоконченная пьеса для механического пианино». Здесь уже почти все основные персонажи – дворяне. И все показаны деградировавшими, ни на что настоящее не способными людьми.
Такое отношение к дворянству было бы вполне естественным для такого советского парня, каким мы увидели Михалкова в фильме «Я шагаю по Москве». Но для человека, который, судя по нынешним заявлениям, гордился принадлежностью к дворянству?..
Как председатель жюри конкурса «Имя Россия» Никита Михалков отличался своим ярым неприятием Ленина. А я, слушая его, вспоминал Московские международные кинофестивали конца 70-х – начала 80-х годов. В начале каждого проходила церемония возложения венков к Мавзолею В.И. Ленина с его посещением. Для высшего руководства Госкино и Союза кинематографистов СССР(а Никита Михалков в него не входил) участие было обязательным, для остальных наших кинематографистов – сугубо добровольным. Тарковского, например, я ни разу, к сожалению, на этой церемонии не видел. А вот Никиту Михалкова – видел не единожды.
Как понимать такое изменение отношения к Ленину? Прозрел Никита Сергеевич? Я, мягко говоря, не терплю Валерию Новодворскую, но в одном с ней согласен: прозрение – это когда в ущерб себе, а когда с выгодой – это шкурничество. Не слишком достойная для дворянина позиция.
Что для дворянина превыше всего? Честь. Потомок графов Воронцовых, в последние годы сотрудничающий с левой печатью, наверняка со мной согласится. Так вот. Признаться, сам не видел, но много раз слышал и читал, что некоторое время назад по телевидению прошёл такой сюжет: какой-то нацбол метнул в Михалкова помидор; охранники тут же скрутили парня, и пока они его держали, потомок дворянского рода Михалковых соблаговолил собственноручно побить его.
В 90-е годы при посещении принцом Уэльским Чарльзом Риги девушка дала ему пощёчину за поддержку Великобританией полуфашистского режима Латвии. Так принц Уэльский не только не расправился с нею, но категорически потребовал от местных властей, чтобы к девушке не применялись никакие репрессивные меры. Это поступок дворянина и человека чести. А говорить о чём-то вроде чести в отношении Никиты Сергеевича – дело пустое.
Приходится признать, что роль дворянина явно не удалась Никите Михалкову. Его поведение никоим образом не укладывается в рамки представлений о настоящем дворянине – это поведение, скорее, зарвавшегося хама.
В. ВАСИЛЕНКО
На фото: МКФ-85. Как говорил Евтушенко, «идём ходоками к Ленину». Слева направо: Никита Михалков, кинорежиссёр Юрий Чулюкин, Гендиректор «Совинфильма» Олег Руднев и автор этих заметок.
дата: 25.02.2009 Верхний уровень