НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ КИНО НА АНТИСОВЕТСКОЙ ОСНОВЕ
Александр Попов, Член СКМ РФ
Интервью киноведа Виктора Василенко газете «Белгородский комсомолец»
Многим постоянным читателям «Белго¬родского комсомольца» уже запомнились острые, смелые и профессиональные ре¬цензии Виктора Василенко на современные фильмы. Мы решили рассказать вам под¬робнее об этом человеке, а заодно и узнать его мнение о нынешнем состоянии киноин¬дустрии, искусстве и финансовом кризисе.
- Виктор Юрьевич, как вы считаете, кино¬индустрия в России находиться сейчас на каком уровне?
- Сложно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, по оценкам многих независимых и авторитетных людей - кино в Рос¬сии переживает подъём. Но, в то же время, приходится говорить о страшной духовной нищете современного киноискусст¬ва. Достойные фильмы можно по пальцам пересчитать («БУМЕР 2» например). Я не беру идейные какие-то моменты: можно снять сколько угодно всего и о красных, и о белых. Но по-настояще¬му стоящим можно назвать лишь тот фильм, который заставил за¬думаться, размышлять, анализировать, оставил след в сознании че¬ловека и он получил что-то для своей души!
- Вы согласны с тем, что современное искусство (и кино, в частности) всё больше ориентировано на шоу и постепенно превращается в него?
- Безусловно! Тут и спорить не о чем - это сплошь и рядом. Берут, к примеру, какую-то потенциально важную, проблемную или просто интересную тему. И вместо того, чтобы всерьёз затронуть, раскрыть её, превращают всё в банальное обычное шоу, где много массовки, спецэффектов и... больше ничего! Таких фильмов у нас великое мно¬жество и не хочется даже их называть вслух - все и так о них знают. Оно и понятно - это гораздо проще ведь, когда идёшь по простому, проверенному пути, ставя целью лишь извле¬чение прибыли. Давно уже не секрет, что и искусство, и киноиндус¬трия - это огромный прибыльный бизнес, приносящий миллиард¬ные доходы. Причём, это происходит не только у нас в стране, но и во всём мире! Где фильмы, которые могут встать в один ряд с обще¬признанными шедеврами, например, Феллини или Антониони? Эти люди снимали кино не ради выгоды: у них социальное наполнение было огромным, а в каждом кадре чувствовалось великолепное ма¬стерство профессионалов.
- Виктор Юрьевич, в последнее время в нашей стране стало появляться довольно много патриотических фильмов. Как вы считаете, с чем это связано: власть задумалась всерьёз о под¬растающем поколении или есть какие-то иные причины?
- Думаю, власть прекрасно осознает, что происходит сейчас в молодёжной среде, и пытается что-то изменить. Взять, к примеру, неплохой по задумке фильм «Мы из будущего», где глазами глав¬ных героев, вдруг оказавшихся в прошлом, на войне, воспитывают уважение к тем людям, которые там воевали. Но, в то же время, нельзя делать патриотические фильмы на антисоветской основе. Как ни крути, а это наше великое прошлое, и оно неотделимо от россий¬ской истории.
- Как вы считаете, разразившийся нынче финансовый кри¬зис сильно способен повлиять на современное киноискусство?
- По общему мнению компетентных и профессиональных в этой области людей, масштабных постановок, типа «Обитаемого остро¬ва», в нашей стране в ближайшие годы не будет. Это была, пожалуй, последняя. Уже заморожены несколько крупных проектов - деньги теперь будут давать очень расчётливо. Как ни странно, но кризис может повлиять на киноиндустрию в положительную сторону. Режис¬сёр просто будет вынужден думать, как снять что-то стоящее на те средства, которые ему выделили! Брать не массовкой и спецэффек¬тами, а художественным решением. Довольно часто именно малобюджетные, но наполненные глубоким смыслом фильмы, становятся обладателя¬ми всевозможных мировых кинопремий и наград, получают обще¬мировое признание.
- Виктор Юрьевич, спасибо вам за такое интересное и позна¬вательное интервью! И напоследок, чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?
- Самое главное, что хочу сказать: фильмы могут нравиться, могут не нравиться, но всегда нужно стараться понять их до конца. Это по силам каждому - необязательно обладать каким-то особым даром. Просто стоит внимательнее присматриваться к «важнейшему из ис¬кусств» и «пропускать» его сквозь себя.
дата: 23.03.2009 Верхний уровень