О советской духовности
В. ВИКТОРОВ
В последние годы в Белгороде нередко проводятся конференции, посвященные проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. В принципе, это хорошо, поскольку что-то делать для их решения крайне необходимо. Но трудно согласиться с двумя моментами, свойст¬венными большинству подобных мероприятий: стремлением прочно связать духовно-нравственное воспитание с религией и стремлением возложить вину за нынешнее духовное разложение общества на советский период, поскольку тогда, говоря словами одной из участниц последней конференции, был «отрыв от религиозной педагогики».
Между тем, именно реализация Сталинского проекта строительства социализма ` вызвала духовный расцвет общества. Знаменитый дис¬сидент Александр Зиновьев в эмиграции утверждал, что поколение, вос¬питанное в 30-е годы, «в общем и целом исповедовало систему ценнос¬тей идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лу¬чшие представители человеческого рода. В этой системе доминировали высшие моральные и .духовные ценности».
Но быть может, Александр Александрович при этом руководствовался характерным для него чувством противоречия официальной пропаган¬де (что, замечу, куда достойней позиции немалой части нашей интелли¬генции, разделяющей политическое кредо «слесаря-интеллигента» из «12-и стульев»: «Всегда!»). Но ведь схожую оценку духовного состоя¬ния советского общества времен сталинского правления мы находим и в пресловутом «Плане Даллеса» по подрыву устоев советского социализма.
- «Посеяв там (в сознании людей) хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности ве¬рить» - значит, даже идеологический штаб «холодной войны» признавал, что ценности, которые исповедовали тогда советские люди были истин¬ными, и они действительно были основой общественного сознания.
- «Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережитки прошлого» - значит, честность и поря¬дочность в те годы действительно определяли поведение людей, - «Будем вырывать духовные корни большевизма, опошлять и уничто¬жать основы народной нравственности» - значит, духовные принципы большевизма и народная нравственность действительно прочно укоренились в людях; кстати, то, что это дано через запятую, свидетельствует, что разработчики «Плана Даллеса» считали их явлениями одного порядка
«План Даллеса» - сугубо служебный документ, а не пропагандистский материал. И по нему видно, что никаких иллюзий вроде того, что под¬рыв идеологических устоев советского социализма приведет к оздоров¬лению общества, его авторы не питали, они ясно понимали, что следс¬твием их разрушения станет деградация общества и растление людей.
Отсюда можно сделать еще один вывод: духовное разложение общества в посткоммунистический период - это следствие не воплощения в жизнь идеологических принципов советского социализма, а, напротив, курса на отход от них, который исподволь начался при Хрущеве, а с конца 80-х годов стал и остается поныне «генеральной линией» власти.
дата: 6.03.2007 Верхний уровень