РАЗВИТЬ В ЛЮДЯХ «МОЦАРТА»
В. ВАСИЛЕНКО
Дорис Сенк, член делегации американской молодежи, побывавшей в Советском Союзе в 1946 году, потом делилась впечатлениями: «Самым интересным для меня было видеть широчайшие возможности культурного развития, которые предоставлены в Советском Союзе детям... Везде, где мы были, видели заботу о максимальном развитии индивидуальных творческих способностей ребёнка».
Этому в немалой степени способствовала созданная еще в 20-е годы и постоянно расширяющаяся сеть детских музыкальных и художественных школ, студий, кружков детского творчества. Как рассказывал Георгий Пелисов, возглавлявший в 60-е годы управление учебных заведений Министерства культуры РСФСР, ежегодно открывалось по три сотни и более музыкальных и художественных школ. Они создавались не только в городах, но и в сёлах.
И эти школы, студии, кружки были действительно общедоступными. Через детскую студию лежал путь в искусство, к примеру, сына рабочего, впоследствии выдающегося скульптора Михаила Аникушина. Отец Сергея и Алексея Ткачёвых работал токарем на заводе, братья занимались в изокружке городского Дома пионеров, потом поступили в Витебское художественное училище, стали известными художниками. Отец Валерия Гаврилина погиб на войне, мать в 1950 году по навету была репрессирована.11-летний Валерий попал в детский дом села Ковырино. В 1951 году одаренный подросток был принят в музыкальную школу. Через некоторое время для прослушивания воспитанников школы приехал доцент Ленинградской консерватории И.М. Белоземцев. Результатом прослушивания стало направление Гаврилина в специальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории.
Здесь можно вспомнить и Андрея Тарковского. Он тоже рос в очень трудные в материальном отношении первые послевоенные годы. Сам он вспоминал о жизни семьи в то время: «Бедность не то слово – нищета!». Но при этом он закончил музыкальную школу и школу живописи и ваяния, что, думается, сыграло немалую роль в духовном формировании будущего выдающегося режиссера. Способствовала раскрытию дарований и художественная самодеятельность, в которой могли проверить свои творческие возможности миллионы людей – даже в колонии А.С.Макаренко были свои театр и духовой оркестр. В 1936 году в Москве построили театр народного творчества, чтобы в нём представлять самодеятельных артистов со всего Советского Союза. И немалому числу «артистов из народа» и впрямь удавалось стать народными артистами. Народный артист СССР Борис Андреев вспоминал: «Я работал слесарем на Саратовском заводе комбайнов, мне было тогда 14 лет. Начал заниматься художественной самодеятельностью. И народный артист Слонов, который курировал клуб, посоветовал заводской общественности, чтобы меня направили в театральное училище. Мне помогли устроить свою жизнь так, чтобы я мог продолжать работать на заводе и одновременно учиться. А на четвертом году обучения, когда всё определилось, меня открепили от завода и дали заводскую стипендию».И это пример, типичный для того времени.
дата: 29.05.2007 Верхний уровень