К ВОПРОСУ О «БЕСХАЛЯВНОМ СОЦИАЛИЗМЕ»
В. ВАСИЛЕНКО, Белгород
Список всевозможных «социализмов» пополнился. К «казарменному», «развитому», «демократическому» и прочим добавился ещё и «бесхалявный». Это открытие сделал, побывав в Белоруссии, уважаемый публицист из стана левой оппозиции.
Но если иметь в виду марксистское понимание социализма, то он может быть только один. Социализм – этап развития общества, на котором должны быть решены следующие фундаментальные задачи:
- сформировать социально-экономические условия, обеспечивающие развитие личности каждого человека и раскрытия его творческого потенциала;
- освободить человека от экономического давления – причём, как от нужды, так и от «подстёгивания» материальным интересом;
- добиться полного утверждения гуманистической идеологии, в том числе и в сфере труда, который из средства для жизни должен стать первой потребностью жизни…
А поскольку социально-экономическая система капитализма, основными принципами которой, как отмечал философ Эрих Фромм, «являются стяжательство, прибыль и собственность», объективно препятствует решению этих задач, необходимо создать, говоря словами Фромма, «другие экономические условия».
Необходимо «положительное упразднение частной собственности». Необходимо постепенное сокращение сферы действия товарных отношений и закона стоимости. И категорически необходимо утверждение в экономике того принципа, который Сталин назвал «Основным законом социализма»: социалистическая экономика должна быть ориентирована непосредственно на удовлетворение потребностей общества, места для погони за прибылью здесь быть не должно.
Есть ли всё это или хотя бы значительная часть этого в современной Белоруссии? Судя по тому, что пишут о ней, в левых СМИ, в том числе и этот публицист, очевидно – нет. Точно так же, как не было в НЭПовской России, но её в 20-е годы никому не приходило в голову именовать социалистической.
Оговорюсь: я сторонник Лукашенко и считаю, что он добился гигантских результатов в развитии страны, которую возглавляет, и в повышении уровня жизни народа. Но ведь не случайно, что сам Александр Григорьевич не употребляет по отношению к белорусскому обществу термина «социализм». И, думается, отнюдь не из опасения, что «народ не поймёт» - президент с огромным уважением отзывается о советском прошлом, публично дал весьма лестную оценку коммунистической идеологии. Тем не менее, о «белорусском социализме» он не говорит. Вероятно, потому, что понимает: сейчас в Беларуси говорить о строительстве социализма, по крайней мере, преждевременно.
И ещё один момент, уже безотносительно к Беларуси. Упомянутый автор противопоставляет «халяве»(т.е. государственной заботе о высокой социальной защищённости всех людей) марксистский принцип социалистического распределения: «Каждому по труду», в коем видит чуть ли не главный принцип социализма. Но, во-первых, этот принцип подразумевает прежде всего другое противопоставление – противопоставление распределению доходов по капиталу. В социалистическом обществе этому места быть не должно.
А, во-вторых, я так понял основную идею автора: социализм – это не общество «халявы», а общество, где люди имеют возможность честным трудом хорошо зарабатывать и тем самым обеспечивать себе достойную жизнь. Так это совсем не марксистская идея. Потому что Маркс прямо говорил, что освобождение труда – это освобождение труда от материальной заинтересованности. А повышение роли материального стимулирования ведёт в диаметрально противоположную сторону – заставляет людей «рабски трудиться на службе у алчности»(К. Маркс¸Ф. Энгельс, Соч., т. 42, стр. 49).
Замечу, что Маркс к принципу распределения по труду относился достаточно критически, указывал на его недостатки, но считал, что «эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит, после долгих мук и родов капиталистического общества». При этом он подчёркивал, что «было вообще ошибкой видеть существо дела в так называемом распределении и ставить на нём главное ударение»(«Критика Готской программы», Госполитиздат, 1945, стр. 13,14).
дата: 14.10.2009 Верхний уровень