КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: Публицистика :: Велика ли радость от вхождения в «русло цивилизованного мира»,
если оно ведёт в тупик?

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Велика ли радость от вхождения в «русло цивилизованного мира»,
если оно ведёт в тупик?





Виктор ВАСИЛЕНКО, Белгород


Начиная со времён «перестройки» у нас начали насаждать восторженное отношение к культуре западного мира, которую противопоставляли(и противопоставляют) якобы традиционному нашему бескультурью. При этом разговор чаще всего сводят к культуре поведения.
Спорить не приходится, во многих моментах умения себя вести мы проигрывали людям западного мира. Хотя и у последних с этим было далеко не всё идеально.

Помнится, канадские хоккеисты иронизировали: советские спортсмены так любят свои тренировочные костюмы, что ходят в них даже в ресторан. Но мне доводилось видеть, как на церемонию возложения венков к Вечному огню американская спортивная делегация заявилась в шортах. Вряд ли это меньшее прегрешение против правил приличия. Трудно счесть хорошим тоном и западную привычку беспрестанно жевать во время просмотра фильма, которая для тех, кто ей не подвержен, делает невозможным нормальное восприятие даже развлекательной картины.

В своё время в Италии меня поразило больше, чем красота знаменитой площади Навона, то, что к вечеру она была покрыта сплошным слоём окурков. А в дни позапрошлого чемпионата Европы по футболу по первому каналу ТВ в одном из репортажей показали буквально горы мусора, которые оставили после себя на улицах города немецкие болельщики…

Разумеется, это не оправдывает недостатков в наших манерах(замечу, что ныне немалая часть молодёжи вызывающе пренебрегает не то, что хорошими манерами – элементарными нормами поведения в обществе, но теперь это толерантно именуют «раскованностью»). Однако культура поведения – отнюдь не самая важная составляющая общей культуры человека. Куда важнее культура духовная. Её развитию в большой степени способствует обогащение человеком своего внутреннего мира сокровищами художественной культуры. И потому очень важное значение для культурного роста людей имеет формирование в них внутренней потребности в таком общении.

И вот здесь советское социалистическое общество имело такие достижения, которые вызывали восхищение во всём мире. Я подробно говорил об этом в статье «К вопросу о раскрытии творческого потенциала личности», поэтому сейчас ограничусь двумя моментами.

Благодаря тому, что в советском обществе удалось утвердить в 30-50-е годы принципиально иную, чем в капиталистической системе, систему приоритетов, ценностей, ориентиров человеческого существования, у значительной части людей выработалась та самая внутренняя потребность в общении с художественной культурой. Писатель Виктор Некрасов, прожив немало лет в эмиграции, пришёл к выводу: настоящая литература востребована «за железным занавесом», а на Западе она никому не нужна, «здесь у всех свои заботы, бензин, например, дорожает». Аналогичные по сути оценки давали другой знаменитый эмигрант кинорежиссёр Андрей Тарковский, опальная поэтесса Анна Ахматова.

Высокой духовности советского общества отдавали должное и ведущие мастера культуры Запада. Итальянский кинорежиссёр Федерико Феллини делился впечатлениями от поездки в СССР: «Когда я был в Советском Союзе, я прежде всего ощущал это христианское чувство бытия». А швейцарский писатель Фридрих Дюрренматт утверждал: «Духовность – сильнейшее оружие России». И немалое число западных интеллигентов надеялись на то, что духовный потенциал советского общества поможет спасти западную цивилизацию.

А западный мир переживал(и после гибели СССР положение стало ещё хуже) тяжелейший духовный кризис. По оценке специалистов, потребительски ориентированному западному обывателю свойственно отношение к художественной культуре не как к средству духовного обогащения, а лишь как к способу развеять скуку, «убить» свободное время, отвлечься от проблем. «Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться делаются для него физической потребностью», - писал философ Альберт Швейцер. Подобным образом охарактеризовал западного обывателя и Эрих Фромм – не только философ, но и психолог и психоаналитик: «Он вечный сосунок с открытым ртом, «вбирающий в себя» без внутренней активности всё, что ни обрушивает на него индустрия, развеивающая скуку».

В печати не раз приводились данные, подтверждающие, что у значительной части людей западного общества нет тяги к обогащению своего внутреннего мира. Исследование учёных Эксетерского университета показало, что «к пятому классу у большинства английских школьников практически полностью исчезает интерес к чтению». Опрос студентов Йоркского университета Торонто выявил: более половины их не знает ни одного канадского писателя…

Правда, на Западе чрезвычайно распространено «туристическое» общение с искусством. Однако оно априори лишено духовного контакта(для него необходимы углублённость и сосредоточенность, которых в подобных «набегах» быть в принципе не может) и сводится к «осмотру достопримечательностей». Мне самому довелось видеть группы западных туристов в Сикстинской капелле, соборе св. Петра и им подобных местах. Та, мягко говоря, жизнерадостность, с которой они знакомились с великими произведениями культуры, лучше всяких теоретических рассуждений убеждала в том, что для них эти экскурсии тоже являются лишь способом развеять скуку.

Даже многие из тех, кто регулярно посещают театры, концерты классической музыки, художественные выставки, относятся к ним не как к источнику духовных богатств, а как к предмету потребления, свидетельствующему(наряду с классом костюма, машины, дома) о принадлежности к элитному кругу. К этому выводу пришёл профессор Йельского университета Чарльз Рейч; о том же говорил в интервью, которое он дал в Швеции, Андрей Тарковский: «Им и в голову не придёт, что для того, чтобы приобщиться к искусству, надо сделать духовное усилие».

Корни духовной деградации западного общества в природе капитализма. На протяжении всего его развития главной движущей силой в нём было стремление к материальному обогащению. В последние десятилетия ничего в принципе не изменилось. Напротив, специалисты констатировали, что, говоря словами небезызвестного Дж. Сороса, «деньги становятся мерилом всех вещей».

Деградация зашла настолько далеко, что в последнее время встал вопрос о самом существовании духовно наполненной художественной культуры Запада. Многие десятилетия она, отстаивая подлинно человеческие ценности и принципы бытия, противодействовала распаду духа. Однако в последнее время началось разрушение и этого бастиона духовности. Вполне прозападно настроенный режиссёр Андрон Кончаловский отметил: «Коммерческие гиганты занимаются кинематографом, театром. Из этих объятий никому не выскользнуть. Это необратимый процесс… Нелепо говорить в связи с этим, что «деньги – зло». Так уж устроен современный мир». Он, видимо, не понимает, что тем самым выносит приговор этому миру.
Путь, по которому повели нашу страну сначала «перестройщики», а затем «радикал-реформаторы», несмотря на все их призывы к «духовному возрождению России», привёл общество к катастрофическому духовному обнищанию. Иначе и быть не могло. Ведь реформаторы создают у нас ту самую капиталистическую систему, которую религиозный философ Николай Бердяев назвал «детищем пожирающей и истребляющей похоти» и писал, что «она возможна только в обществе, которое окончательно отвернулось от неба». Это действительно «возвращение в русло цивилизованного мира». Но оно ведёт в тупик.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 23.10.2009 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Публицистика - Велика ли радость от вхождения в «русло цивилизованного мира»,
если оно ведёт в тупик?

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники