КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12444    

Содержание:: :: Виктор ВАСИЛЕНКО О ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА АБДРАШИТОВА:
КИНО МОРАЛЬНОГО БЕСПОКОЙСТВА

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Виктор ВАСИЛЕНКО О ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА АБДРАШИТОВА:
КИНО МОРАЛЬНОГО БЕСПОКОЙСТВА





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород.



Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения одного из наиболее интересных режиссёров советского кино 70-80-х годов Вадима Абдрашитова. Его творчество напрочь опровергает разглагольствования деминтеллигентов о том, будто в советской время мастера искусств вынуждены были создавать произведения, «лакирующие» действительность, и не имени возможности обращаться к острым проблемам современности, ибо все фильмы Абдрашитова как раз посвящены исследованию важных проблем – и не только духовных и нравственных, но и социальных. Опровергает творчество Абдрашитова и тезис демпропаганды, что советская культура «нивелировала» творцов, примитивизировала их стиль, ибо лучшие его фильмы отмечены художественным своеобразием и мастерством владения выразительными средства киноязыка, они стали выдающимися произведениями подлинного искусства кино. Но это пришло не сразу…

Говорят, правда, что Вадим Абдрашитов уже в студенческие годы проявил незаурядное владение выразительными средствами киноискусства. Его учитель – выдающийся режиссёр и педагог Михаил Ильич Ромм – писал об учебной работе «Репортаж с асфальта»: «Это кинематограф. Молодой парень уже приходит с ощущением вещественности кинематографа, которое заменяет его словесность, его традиции театральности».

Однако первые фильмы Абдрашитова – «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис» - были «актёрскими», специфические выразительные возможности языка кино почти не использовались режиссёром для раскрытия содержания.

В этих картинах Абдрашитов и его постоянный и полноправный соавтор сценарист Александр Миндадзе исследуют психологию, казалось бы, вполне благополучных и уверенных в своём благополучии людей, но поставленных в такие условия, которые заставляют их критически взглянуть на самих себя.
Например, в фильме «Охота на лис» герой начинает чувствовать ответственность за парня, напавшего на него и оказавшегося из-за этого в колонии. Однако мало хотеть помочь своему ближнему стать настоящим человеком – для этого необходимо иметь высокий духовный потенциал. А его у героя при всех его положительных качествах нет. Характерен эпизод, где он приносит Володе книги. Он делает это потому, что «так принято», но актёр Владимир Гостюхин даёт нам почувствовать, что сам он к этим книгам вполне равнодушен. Поэтому попытка увлечь ими парня обречена на провал. Как и другие попытки «воспитать» подопечного… А завершается такое воспитание тем, что герой срывается и избивает «неблагодарного» подопечного.

Переломным моментом в творчестве Вадима Абдрашитова стал фильм «Остановился поезд». В ней он обратился к очень острой социальной проблеме – проблеме круговой безответственности нашего общества периода «застоя». Эта тема раскрывается через сюжет, через диалоги (отмечу, блестяще выписанные Миндадзе). Многие в своём «прочтении» фильма этим и ограничились. Между тем, в «Поезде» играет немалую роль и изобразительное решение.

Зрительный ряд дополняет и обогащает содержание, раскрывающееся на фабульно-драматургическом уровне. Более того, не ощутив того, что несёт в себе зрительный ряд, невозможно понять главного героя – следователя Ермакова, ведущего расследование железнодорожной катастрофы. Неслучайно во многих рецензиях его характеризовали как бездушного служаку и чёрствого человека.

Одна из особенности выразительных средств киноискусства в том, что они дают возможность людям в зале не просто получить информацию о состоянии души героя, а самим пережить его. Взять, к примеру, эпизод захоронения Ермаковым собачонки, привязавшейся к следователю и убитой в назидание ему. Общий план пустыря. Ермаков ожесточённо долбит землю. А где-то неподалеку вовсю наигрывает развесёлая музыка. В этой сцене мы остро чувствуем одиночество Ермакова – не просто в этом городе, а в той борьбе, которую он ведёт за людей против них самих же, против укоренившейся в них лояльности к разгильдяйству. Те, кто ощутил это состояние души героя, думаю, посчитали его отнюдь не бездушным служакой, а мужественным человеком, выполняющим свой не только служебный, но и гражданский долг.
Фильм «Остановился поезд» в 1983 году был поднят на щит Ю.В. Андроповым – как рассказывали, по личному указанию генсека картину много раз демонстрировали на партактивах. Но создали-то свой фильм Абдрашитов и Миндадзе годом раньше, когда его острая социальная направленность и нравственная бескомпромиссность вряд ли могли прийтись по вкусу руководителям страны того времени.
В последующих фильмах Абдрашитова явственно прослеживается тенденция к философским обобщениям. Это, естественно, вызвало усложнение формы произведений.

«Парад планет» - притча. Несколько мужчин средних лет, отбыв военные сборы решили вернуться домой пешком… Такая завязка позволила режиссёру «извлечь» героев из суеты будней и провести над ними серию экспериментов, приводя то в город женщин, то в обитель стариков, то вовсе изолируя от окружающего мира на необитаемом острове. Цель этих экспериментов – исследование внутреннего мира современных людей, духовных связей между ними.

Притча предполагает неизбежное расхождение в интерпретации произведения. На мой взгляд, результат художественного исследования оказался малоутешительным: современные (70-х годов) люди стали холодней, рационалистичней, эгоистичней, нежели люди предыдущего поколения; духовные связи между ними предельно ослаблены. Даже в эпизоде на острове, где всё, казалось бы, способствует возникновению духовной близости между героями, их контакт остаётся на уровне болтовни «о бабах».
Правда, доводилось слышать, что персонажей объединяет военная спайка, которая остаётся в душе каждого из них: недаром, расставаясь, они обмениваются паролем и отзывом: «Карабин – Кустанай». Однако, как мне кажется, это лишь иллюзия духовного единения. Завершается фильм кадром, где герой Олега Борисова произносит тот же пароль, но уже с вопросительной интонацией. Да и название фильма говорит о том же: «Парад планет». Это ведь только наблюдателю со стороны кажется, будто планеты выстроились в один ряд, на самом же деле они остаются на огромных расстояниях друг от друга.
Своеобразный комплимент философской глубине фильма сделал итальянский критик, написавший, что если бы эту картину поставил Феллини, то все признали бы «Парад планет» самым насыщенным из его произведений.

Над фильмом «Слуга» Абдрашитов работал в то время, когда советское кино уже захлестнула поднятая «перестройкой» чёрная волна. Однако художник сумел противостоять и новой конъюнктуре. С одной стороны, исследуя растлевающее воздействие власти, не опирающейся на нравственность, режиссёр не опускается с уровня философских обобщений до каких-то антисоветских выпадов. А с другой стороны, картина не оставляет впечатления беспросветности. В ней нет персонофицированного «светлого начала», зато нравственный идеал явственно ощущается в позиции художника.

Исследуя средствами киноискусства разрушительное действие на человеческие души власти, лишённой нравственного начала, режиссёр показывает, что она убиваёт всё лучшее и в самих её носителях, и в тех, кто согласился ей служить, и в «профессиональных обиженных» ею. В фильме совершенно недвусмысленно передано, что для персонажа Петренко борьба против Хозяина – не средство изменить общество к лучшему, а самоцель; и в своей борьбе он столь же неразборчив в средствах и безнравственен, как и его противник.

«Слуга» - чисто философское произведение. И Абдрашитов использовал в нём соответствующий замыслу киноязык. На Западноберлинском кинофестивале Абдрашитов получил очень престижный для любого режиссёра приз «За новые горизонты в языке кино».

В постсоветское время Вадим Абдрашитов продолжал ставить фильмы, но ни один из них не приблизился по художественному уровню и глубине содержания к его лучшим произведениям. Но это не упрёк мастеру, а обвинение кинематографу «демократической» России, условия которого действительно ограничивают возможности художников.




           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 19.01.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: - Виктор ВАСИЛЕНКО О ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА АБДРАШИТОВА:
КИНО МОРАЛЬНОГО БЕСПОКОЙСТВА

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники