КРЕМЛЁВСКИЙ СОЗИДАТЕЛЬ
Культурная революция
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород
Ленин был убеждён:
«Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех
тех богатств, которые выработало человечество». И большевики буквально с первых
недель Советской власти вели целенаправленную работу по приобщению самых
широких масс людей к духовным сокровищам художественной культуры.
Представитель президента США
Уильям Буллит в своём отчёте о Советской России 1919 года, в частности,
отмечал: «Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие от
прежнего заключается в том, что они находятся под руководством Комиссариата
просвещения, который… смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможности посещать
представления, и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой
произведения… Во многих бывших дворцах открыты рабочие клубы… В картинных
галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи…».
Ленинский декрет от 27 августа 1919 года «О переходе фотографической и
кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата
просвещения» французский киновед Жорж Садуль охарактеризовал так: «Кино раз и
навсегда перестало быть финансовым предприятием… Кино превращалось в средство
культурного воздействия».
Проводились массовые (для
нескольких тысяч человек) концерты классической музыки, прямо на площадях
городов ставились спектакли – причём, не только в духе революционной агитки, но
и по классике, включая античную. В годы гражданской войны в Красной Армии были
созданы библиотеки и самодеятельные театральные коллективы.
Ещё во времена «перестройки»
была развёрнута кампания по дискредитации культурной политики советского
правительства и партии большевиков в первые годы после революции – мол, она
была нацелена на уничтожение культурного наследия. Некоторые, правда, при этом
добавляли, что потом Сталин, в конце 30-х годов взялся наводить порядок в
культурной жизни страны.
Да, действительно, именно при
Сталине традиции русской культуры были официально
провозглашены столбовой дорогой советской
культуры. Но ведь и в первые годы после революции ни Ленин, ни нарком
просвещения Луначарский не поддерживали леваков, призывавших «сбросить классику
с корабля современности». В записке
I
съезду Пролеткульта Ленин прямо указал:
«Марксизм завоевал себе всемирно-историческое значение как идеология
революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейшие
завоевания буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал всё, что было
ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры.
Только дальнейшая работа в этом направлении… может быть признана развитием
действительно пролетарской культуры». А Уильям Буллит в упомянутом отчёте о
Советской России 1919 года недвусмысленно написал, что Комиссариат просвещения
«предпочитает классиков».
В невероятно тяжёлых условиях
большевистская власть изыскивала
возможности для поддержки и развития художественной культуры. Английский
писатель Герберт Уэллс в своей книге «Россия во мгле» с изумлением
констатировал: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, испытывающей
бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в
богатой Англии и богатой Америке. В Англии и Америке выпуск серьёзной
литературы по доступным ценам фактически прекратился сейчас «из-за дороговизны
бумаги». Духовная пища английских и американских масс становится всё более
скудной и низкопробной, и это нисколько не тревожит тех, от кого это зависит.
Большевистское правительство, во всяком случае, стоит на большей высоте. В
умирающей от голода России сотни людей работают над переводами; книги,
переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с
мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу». Добавлю, что в
своём отчёте Буллит заметил, что произведения классиков печатаются огромными
тиражами и «продаются населению по низким ценам».
В 1918 году сотрудница
детского отдела театрально-музыкальной секции Наркомпроса Наталья Сац
предложила идею создать детский музыкальный театр. И хотя сотруднице было всего
15 (!) лет, руководство наркомата поддержало эту идею и поручило реализовать её
самой Наталье. Вскоре
театр – первый в
мире театр такого рода – был создан. За первые три года своего существования он
дал около двух тысяч спектаклей и концертов.
В условиях тяжелейшей разрухи
были созданы Государственные музеи-заповедники «Ясная Поляна» и «Михайловское»,
музеи Достоевского в Старой Руссе, Пушкина в Гурзуфе, Скрябина в Москве и целый
ряд других. Начали действовать как музеи Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь,
Иверский монастырь. Велась реставрация ансамбля Регистан в Самарканде.
В 1922 году Советское
правительство нашло возможность выделить 15 тысяч золотых рублей для
приобретения у парижского коллекционера Онегина-Отто документов, связанных с
жизнью и творчеством Пушкина, которые стали основой собрания Пушкинского Дома.
В 1919 году, в самый разгар
гражданской войны, когда Деникин рвался к Москве, Колчак ещё пытался развить
наступление на Востоке, а Юденич угрожал Петрограду, в Советской России была создана
первая в мире Госкиношкола. Среди студентов тех лет были выдающиеся в будущем
мастера советского кино В. Пудовкин, Б. Барнет, Л. Оболенский. Едва утихли бои,
как Советское правительство выделило валютные средства на приобретение за
рубежом кинооборудования. И закономерно, что уже в середине 20-х годов
Советский Союз фильмами Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина и Довженко громко
заявил о себе как об одном
из лидеров
мирового киноискусства.
Серьёзным препятствием для
приобщения широких масс людей к художественной культуре была неграмотность
значительной части населения. По официальным данным дореволюционного времени,
число грамотных среди людей от 9 до 49 лет едва превышало 25%. И 26 декабря
1919 года В.И. Ленин подписал декрет, согласно которому все советские граждане
от 8 до 50 лет должны были научиться читать и писать. Французский специалист
Даниэль Мартин в монографии «Теория и практика грамотности: политика, стратегия
примеры» назвал день подписания этого декрета «исторической датой». Впервые в
истории государство приняло меры, направленные на достижение всеобщей
грамотности.
В результате такой культурной
политики, которую начал проводить Ленин и продолжил Сталин, советская культура
достигла такого расцвета, что её назвали на Западе «третьим чудом» (после
культуры Античности и Возрождения); у рядового советского человека выработалась
внутренняя потребность в духовном общении с художественной культурой, что
изумляло западных интеллигентов; духовный потенциал советского общества вызывал
восхищение даже у людей, недоброжелательно относившихся к нашей политической
системе – например, у швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта, который дал
такую оценку: «Духовность – сильнейшее оружие России».