МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 МАРТА
Информационный материал для региональных комитетов КПРФ
к 100-летию со дня учреждения праздника
Отдел агитационно-пропагандистской
работы ЦК КПРФ
г.Москва,
21 января 2010 года
Международный женский день –
праздник, родившийся в долгой и упорной борьбе женщин за свои гражданские права.
Несмотря на то, что
организованные формы женское движение за социальное и правовое равноправие принимает
только в начале ХХ столетия, идеи о необходимости расширения прав женщин в
обществе обнаруживаются задолго до этого времени. Одну из первых попыток
переосмыслить собственное положение и роль в обществе женщины предприняли еще в
Средние века. Так, в 1504 году итальянка Кристина де Пизан подготовила «Книгу о
женском городе», в которой она утверждала, что женщины имеют такое же право на
образование и участие в политической жизни, как и мужчины. Однако на тот период
идея социального и правового равенства мужчин и женщин не получила широкого
развития.
В эпоху Нового времени борьба
женщин за свои права развивалась в русле общей революционной борьбы трудящихся
против феодализма и капитализма. Во время буржуазной революции (1789-1794 гг.)
во Франции возникли многочисленные женские клубы и организации. Парижские
женщины организовали марш на Версаль и потребовали от властей предоставления
избирательного права.
В 1791 году лидер женского
движения Франции, писательница Олимпия де Гуж опубликовала «Декларацию прав
женщины и гражданки». В данном документе утверждалось, что игнорирование прав
женщин, тирания сильного пола являются причиной нравственного разложения
общества, что женщина рождена свободной и ее права не отличаются от прав
мужчин. Однако революционное правительство Франции не поддержало идею мужского
и женского равноправия. Олимпия де Гуж была обвинена в пособничестве роялистам
и в 1793 году была казнена как враг революции и как женщина, «забывшая о
достоинствах своего пола». Равные избирательные права с мужчинами француженкам буржуазной
революцией предоставлены не были.
В конце
XVIII
– начале
XIX
столетия женское движение испытывало острую нужду в идейном подспорье, в
глубоком теоретическом обосновании, которое помогло бы ему противостоять гнету
традиционной морали и добиваться перемен в буржуазном законодательстве. Задача
была сложной, так как основная масса идеологов - философов, историков,
социологов была совершенно убеждена в гражданской неполноценности и
несостоятельности женщин. Даже великий философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо, был
убежден, что женщины от природы не способны быть гражданами.
Одним из первых мыслителей,
выступивших в защиту социальных прав женщин, был французский философ Ж.А.
Кондорсе. Он исходил из того, что женщины, так же как и мужчины, одарены
разумом и нравственными идеями и потому должны иметь те же права, как и
мужчины. Кондорсе потребовал для женщин активного и пассивного избирательного
права. По мнению философа, провозглашенный французской революцией принцип
равенства был попран, так как половина рода человеческого была лишена права
принимать участие в законодательстве. В работе «О даровании женщинам
гражданских прав» он утверждал: «Или вообще не существует врожденных
человеческих прав, или
каждый человек,
независимо от пола, религии, расы, имеет одинаковые права».
Схожие с Кондросе взгляды на
проблему женского равноправия выражал прусский писатель Теодор Готтлиб фон Гиппель.
В книге «Об улучшении статуса женщин» (
Значительный вклад в развитие
гражданских прав женщин внесли мыслители конца
XVIII
- начала
XIX
столетия: Д.Бентам, Г.Спенсер, Дж. Стюарт Милль, Ш.Фурье, А. де Сен-Симон и
другие. Особую роль в обоснование общественной значимости движения за женское
равноправие сыграли в
XIX
веке К.Маркс
и Ф.Энгельс. Основные подходы по данному вопросу изложены в знаменитой работе Ф.
Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Так, Ф.Энгельс
связывал подчинение женщины мужчине с процессами формирования частной собственности,
общественных классов и семьи. По его мнению, неравенство женщины проистекало из
несправедливого разделения труда в патриархальной семье, при котором жена и
дети фактически являются рабами мужа и отца. Поэтому любая форма традиционной
семьи автоматически воспроизводит отношения господства-подчинения. Основатели
марксизма доказывали, что промышленная революция нанесла непоправимый удар по
такой семье. Наемный женский труд, каким бы тяжелым он не был, создает
экономические предпосылки для независимости и самостоятельности работающих
женщин. А это разрушает основы старой семьи и традиционных семейных отношений,
обрекавших женщин на подневольное существование.
Кроме того, подчеркивали
классики марксизма, положение женщин – наемных тружениц – есть положение
классовое. Они принадлежат к классу пролетариев. Поэтому задача их освобождения
от социального неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата.
Уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения – общая цель пролетариев и
женщин. Только в обществе, свободном от эксплуатации и угнетения, возможны равноправные
отношения между мужчинами и женщинами.
Взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса оказали сильное
влияние на женское движение и способствовали возникновению женских социалистических
союзов и профессиональных организаций. Эти объединения сыграли видную роль в
международном революционном движении. Во второй половине
XIX
века ряд рабочих организаций женщин примкнул к
I
Интернационалу.
Под влиянием этой международной коммунистической организации находилось и Международное
женское профсоюзное товарищество мануфактурных, промышленных и кустарных
рабочих.
Важными вехами в развитии рабочего женского
движения были Международные конференции женщин-социалисток. Первая
Международная женская социалистическая конференция, на которой присутствовали
58 женщин из 15 стран, состоялась в 1907 году в Штутгарте. Участницы этой конференции
приняли резолюцию о борьбе за всеобщее и равное избирательное право для обоих
полов. Для координации текущей работы было принято решение о создании
Международного женского секретариата во главе с Кларой Цеткин.
На второй Международной
социалистической женской конференции (
До 1914 этот праздник отмечался
в разных странах в различные числа марта. Традиция празднования Международного
женского дня 8 марта стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 году женщины
Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и других стран
отметили его именно в этот день.
23 февраля (8 марта) 1917 года
трудящиеся Петрограда по призыву Петербургского комитета большевиков отметили Международный
женский день политическими митингами и демонстрациями. Они стали заметной вехой
в развитии массового движения и важным событием Февральской буржуазно-демократической
революции в России.
В СССР и других социалистических государствах Международный
женский день проводится под знаком мобилизации женщин, освобожденных от
социального гнёта и получивших равные права с мужчинами на активную
деятельность во всех областях хозяйственной, общественно-политической и
культурной жизни. Женщины социалистических стран
подводили в этот
день
итоги своего участия в коммунистическом и
социалистическом строительстве.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Международный женский день
8 марта был объявлен в Советском Союзе нерабочим днём «в ознаменование
выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите
Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на
фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между
народами и борьбу за мир».
В 1977 году Организация
Объединенных Наций (ООН) приняла резолюцию 32/142, в которой предложила
государствам объявить 8 марта Днем борьбы за права женщин и международный мир. Это
решение было принято в связи с Международным годом женщин (1975 год) и
Международным десятилетием женщин ООН (1976-1985 годы), которые были
провозглашены Ассамблеей ООН.
В настоящее время 8 марта
является выходным днем в республиках бывшего СССР, а также в Анголе,
Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не
«международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале,
Северной Корее и Уганде. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии –
День памяти павших. Помимо этих государств Международный женский день широко
отмечается в странах Европы и Америки.
