Виктор ВАСИЛЕНКО О ФИЛЬМЕ «ПОП»:
КАКОВ «ПРИХОД», ТАКОВ И «ПОП»
В день православной Пасхи, в
год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на экраны
российских кинотеатров вышел фильм Владимира Хотиненко «Поп», на рекламе
которого значатся слова патриарха Кирилла: «Важное и правдивое слово о Русской
Церкви в трудные годы войны».
Что ж, Русская Православная
Церковь в годы Великой Отечественной совершила немало такого, чем можно
гордиться. Она в целом оказывала всемерную моральную поддержку руководству
страны, возглавившему борьбу с гитлеровской агрессией. Церковь собрала немалые
средства в Фонд обороны. На
оккупированной территории многие священники стремились вселить в людей веру в
победу над врагом, некоторые непосредственной участвовали в подпольной борьбе;
были священники и военврачами, и партизанами. А сколько их сражалось с оружием
в руках на фронтах Великой Отечественной…
Закономерно, что после войны Советская власть
заметно изменила своё отношение к РПЦ. Главное даже не то, что многие
священники за вклад в победу над врагом были удостоены правительственных наград
(включая митрополита Ленинградского, будущего патриарха Алексия Первого).
Существенней то, о чём уже в годы «реформ» писал митрополит Петербургский и Ладожский
Иоанн: в послевоенные годы сталинского правления количество православных общин
возросло с нескольких сот до 22 тысяч, были открыты тысячи храмов.
Однако фигура, например,
священника, сосланного в 30-е годы, но после начала Великой Отечественной
вставшего в ряды защитников Отечества, вернувшегося к былой профессии хирурга,
проявившего незаурядное мастерство при спасении жизней советских воинов,
награждённого орденом и именовавшего Сталина «богоданным вождём», для современных киношников и для нынешнего
руководства РПЦ – «персона нон грата». Они хотят представить духовным подвигом
совершенно иное.
За несколько недель до
явления «Попа» белгородским зрителям в кинотеатре, где фильм должен был идти, разместили такую информацию к нему: «Псковская
православная миссия – одна из наименее изученных страниц истории Великой
Отечественной войны. С августа 1941 года по февраль 1944 года священники миссии
из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях
северо-запада России. После занятия этих областей советскими властями участники
Псковской миссии были сосланы в лагеря».
У человека, хоть немного
знакомого с теми страницами истории РПЦ, о которых говорилось выше, возникает
вопрос: почему же, одним священникам,
действовавшим на оккупированных территориях, Советская власть давала ордена, а
этим – сроки? Почему гитлеровцы главного персонажа фильма не тронули, а наши –
наказали? Зная Владимира Хотиненко, о его версии нетрудно было догадаться ещё
до знакомства с фильмом: всё дело в «человеконенавистнической сущности
коммунизма». Однако, если разобраться объективно, фильм «Поп» подводит к
совершенно иному выводу.
Вернёмся к тому материалу,
которым кинотеатр предварил выход фильма. «С августа 1941 года» - то есть,
священники, «возрождавшие церковную жизнь», грубо говоря, прибыли в обозе
оккупантов. Прибыли из Прибалтики, где Советская власть существовала всего
ничего, а до этого два десятилетия господствовали ультраправые режимы, и
Церковь была одной из опор этих режимов.
Так что о политических симпатиях прибывших на Псковщину миссионеров догадаться
несложно, как и о сути их миссии – служить духовной опорой уже оккупационному
режиму, вселять в народ дух смирения перед
гитлеровцами.
В фильме общая ситуация
обрисована несколько иначе. Главный персонаж не прибывает вслед за оккупантами,
а живет на Псковщине. Но суть его деятельности по «возрождению церковной жизни»
от этого не становится другой.
Гитлеровская оккупация.
Многие, очень многие люди растеряны, напуганы, утратили внутреннюю опору. И
главный персонаж фильма предлагает им в качестве такой опоры веру – не в
неизбежность победы Красной Армии, а в Бога. И кого-то из ослабевших духом это,
действительно, спасало от отчаяния; религия становилась для них своего рода
убежищем от житейских невзгод. Более того, авторы фильма показывают, что их
герой не только даёт людям утешение, но и помогает им делом.
Нужно признать, наши
кинематографисты хорошо научились манипулировать сознанием зрителей. Как в
«верховном правителе» Колчаке с подачи авторов фильма немалая часть публики
увидела рыцаря без страха и упрёка, так и в священнике из фильма «Поп» чуть ли
не святого. «Он помогал людям выжить в очень трудное время и там самым делал
доброе дело», - довелось услышать мне после просмотра «Попа».
Но ведь своей деятельностью
главный персонаж фильма помогал не только русским людям, оказавшимся в
оккупации. Он фактически помогал и оккупантам. Поскольку приучал людей к мысли,
что оккупация – это данность, которую им не дано изменить, и нужно
приспосабливаться к ней; поскольку пробуждал в людях не дух сопротивления, а
дух соглашательства. Если не поддаваться достаточно умело нагнетаемому в фильме
мелодраматизму, а назвать вещи своими именами, то священник из «Попа» выступал
как коллаборационист. Потому-то его и не тронули гитлеровцы, потому-то его и
наказали наши.
И то, что с благословления Церкви нынешним российским кино героизируется именно
такой поп, а не те священники, которые призывали народ на борьбу с
поработителями и сами в этой борьбе участвовали, целиком закономерно. Потому
что и кинематограф, и Церковь вот уже почти два десятилетия стремятся фактически к той же цели: заставить
людей смириться с антинародным режимом, который уже давно получил прозвище
«оккупационной администрации». Много ли вы можете вспомнить примеров, чтобы
кинематографисты или церковные иерархи (после смерти митрополита Петербургского
и Ладожского Иоанна) выступали бы с
осуждением уничтожения той страны, которая веками звалась Россией; военного
переворота 1993 года, насаждения, как говорил Иоанн, «новой официальной религии
– культа физического и духовного разврата, культа безудержной наживы любой ценой»;
утверждения в обществе идеологии, полностью враждебной основополагающим
принципам учения Христа; последовательно антинародного курса «демократических
правителей», который привёл к тому, что по числу долларов миллиардеров и их
совокупному богатству Россия занимает место в группе мировых лидеров, а по всем
социальным показателям среди безнадёжных
аутсайдеров; что страна – и, прежде всего, русский народ – с 1992 года и поныне переживает невиданную в
истории демографическую катастрофу? А
вот примеров совершенно бесстыдного холуяжа что кинематографистов, что
церковных иерархов перед власть и деньги имущими можно привести бесчисленное
множество.