Малоизвестные страницы войны
А. ЯКУБОВ,
с. Стрелецкое
Белгородский район.
Этот год особенный – юбилейный, прошло уже 65 лет со
дня окончания войны. К великому сожалению, всё меньше остаётся тех, кто вынес
тяготы этой войны, кто спас страну и всех нас от порабощения и истребления.
В моей семье воевали: отец, два родных дяди и тесть,
который прошёл войну в рядах 9-й Гвардейской Кубанской казачьей пластунской
дивизии, сформированной по инициативе И.В. Сталина, и которая была его личным
резервом и выполняла самые ответственные боевые задачи. К сожалению, никого из
них уже нет в живых, да и мне – ровеснику начала войны – уже под 70 лет.
Все мои близкие были обыкновенными тружениками войны.
Отец – участник ещё Первой мировой войны, на которой заслужил Георгиевский
крест на турецком фронте. В 1943 году в звании инженера-капитана был отозван с
фронта для выполнения особого задания. Из Ирана, где с
До г. Джульра на границе Ирана и Азербайджанской ССР
автомобили перегоняли негры и арабы,
служившие в английской армии, а дальше – на территории СССР – передавали нашим.
Но во время кровопролитных тяжёлых боёв за Кавказ, когда отборные немецкие
горные дивизии, сформированные из альпинистов и горных жителей Альп, рвались в
Закавказье к Бакинской нефти, стало не хватать мужчин-водителей для перегона
этих машин. Всех их отправили на передовую. Командование мобилизовало девушек,
никогда не видевших горных дорог. Да и перегон в прифронтовой полосе совершался
только ночью, что приводило к многочисленным авариям и потерям.
Отец, как бывший работник наркомата Автотранса Грузинской ССР (перед войной был назначен
заместителем наркома) знал Военно-Грузинскую дорогу как свои пять пальцев.
Перед командировкой в Джульру, с разрешения командования, он взял с собой из
числа выздоровевших после ранения водителей уроженцев Грузии, также хорошо
знавших эту дорогу. Таких нашлось всего 19 человек. Кроме них в Джульре на
построении оказалось 300 девушек 17-19 лет, худеньких, в шинелях не по росту.
На вопрос о том, каков у них стаж за рулём, был
получен ответ: «Три недели ускоренного курса на ЗИС-5», – а тут мощные трёхосные «Студебеккеры». Только
после войны отец признался, что не доверил бы этим девчонкам даже полуторку. Но
тогда время было суровое и приказ командования надо было выполнять. Решено
было, что каждый из водителей-мужчин поведёт за собой по 10-15 машин. Девушкам
приказали заклеить фары чёрной бумагой, проколоть небольшое отверстие, чтобы
видеть идущую впереди машину и держать
дистанцию.
Кто проезжал по Военно-Грузинской дороге, знает какие
пропасти, повороты и подъёмы встречаются на пути. Колонну «Студебеккеров»
разделили на несколько групп и провели через перевал за три ночи.
Чтобы помочь прохождению колонны, за день до прохода
колонны, глубокой ночью, ополченцы-горцы (в основном, это были пожилые мужчины
и мальчики 15-17-и лет, так все
остальные были в армии) прошли по известным им горным тропам на две
господствующие над дорогой вершины, где немцы оборудовали пулемётные гнёзда, и
без шума вырезали кинжалами все расчёты.
…В 1972 – 1979 годы я работал с одним из них – Давидом
Гигаури, ему в 1943-м было 14 лет. Когда
в 1975-м участников войны поздравляли с 30-летним юбилеем Победы, все были
удивлены тем, что этот тихий и спокойный человек, мальчишкой заколол двух
немцев-пулемётчиков. Трудовой коллектив узнал об этом только от представителей
райкома партии и военкомата Ленинского района Тбилиси…
Мой отец за организацию доставки автомобилей получил
благодарность командующего Закавказским фронтом и был награждён медалью «За
оборону Кавказа».
Прошло много лет, мы уже жили в Белгороде после гибели
СССР. Как-то по телевидению показывали кинохронику о битве за Кавказ. На экране
мелькали знакомы места родного Тбилиси времён войны, проводы на фронт,
патриотические митинги, военные позиции, на которых добровольцы рядом с
красноармейцами, караваны тружеников горной войны – осликов с поклажей идущие
по горным тропам к передовой. И вдруг в кадре показалась длинная колонна
«Студебеккеров» и неожиданно крупным планом за рулём головной машины – мой
отец.