КПРФ КПРФ | Белгородское региональное отделение политическая партия КПРФ
Установка волоконных лазеров Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт    Внедрение роботов в конвейерные линии Статей в базе: 12445    

Содержание:: Слово коммуниста №17 (754) :: Малоизвестные страницы войны

Содержание:

Новости из региона:

Молодёжь партии:

По страницам партийной печати:

Выборы:

Слово коммуниста:

Банеры:


КПРФ Белгород в контакте

КПРФ Белгород в контакте



Информер:




Наш баннер:
Белгородское региональное отделение КПРФ

Баннер ЦК КПРФ:
Коммунистическая партия российской федерации КПРФ

Малоизвестные страницы войны





А. ЯКУБОВ,
с. Стрелецкое
Белгородский район.



Этот год особенный – юбилейный, прошло уже 65 лет со дня окончания войны. К великому сожалению, всё меньше остаётся тех, кто вынес тяготы этой войны, кто спас страну и всех нас от порабощения и истребления.

В моей семье воевали: отец, два родных дяди и тесть, который прошёл войну в рядах 9-й Гвардейской Кубанской казачьей пластунской дивизии, сформированной по инициативе И.В. Сталина, и которая была его личным резервом и выполняла самые ответственные боевые задачи. К сожалению, никого из них уже нет в живых, да и мне – ровеснику начала войны – уже под 70 лет.

Все мои близкие были обыкновенными тружениками войны. Отец – участник ещё Первой мировой войны, на которой заслужил Георгиевский крест на турецком фронте. В 1943 году в звании инженера-капитана был отозван с фронта для выполнения особого задания. Из Ирана, где с 1941 г. стояли наши, а также английские и американские войска, шла помощь по ленд-лизу. Это был в основном автотранспорт: «Студебеккеры», «Форды», «Шевроле», «Виллисы» и другие. Фронт очень нуждался в автотранспорте.

До г. Джульра на границе Ирана и Азербайджанской ССР автомобили перегоняли  негры и арабы, служившие в английской армии, а дальше – на территории СССР – передавали нашим. Но во время кровопролитных тяжёлых боёв за Кавказ, когда отборные немецкие горные дивизии, сформированные из альпинистов и горных жителей Альп, рвались в Закавказье к Бакинской нефти, стало не хватать мужчин-водителей для перегона этих машин. Всех их отправили на передовую. Командование мобилизовало девушек, никогда не видевших горных дорог. Да и перегон в прифронтовой полосе совершался только ночью, что приводило к многочисленным авариям и потерям.

Отец, как бывший работник наркомата Автотранса  Грузинской ССР (перед войной был назначен заместителем наркома) знал Военно-Грузинскую дорогу как свои пять пальцев. Перед командировкой в Джульру, с разрешения командования, он взял с собой из числа выздоровевших после ранения водителей уроженцев Грузии, также хорошо знавших эту дорогу. Таких нашлось всего 19 человек. Кроме них в Джульре на построении оказалось 300 девушек 17-19 лет, худеньких, в шинелях не по росту.

На вопрос о том, каков у них стаж за рулём, был получен ответ: «Три недели ускоренного курса на ЗИС-5», –  а тут мощные трёхосные «Студебеккеры». Только после войны отец признался, что не доверил бы этим девчонкам даже полуторку. Но тогда время было суровое и приказ командования надо было выполнять. Решено было, что каждый из водителей-мужчин поведёт за собой по 10-15 машин. Девушкам приказали заклеить фары чёрной бумагой, проколоть небольшое отверстие, чтобы видеть идущую впереди  машину и держать дистанцию.

Кто проезжал по Военно-Грузинской дороге, знает какие пропасти, повороты и подъёмы встречаются на пути. Колонну «Студебеккеров» разделили на несколько групп и провели через перевал за три ночи.     

Чтобы помочь прохождению колонны, за день до прохода колонны, глубокой ночью, ополченцы-горцы (в основном, это были пожилые мужчины и мальчики      15-17-и лет, так все остальные были в армии) прошли по известным им горным тропам на две господствующие над дорогой вершины, где немцы оборудовали пулемётные гнёзда, и без шума вырезали кинжалами все расчёты.

…В 1972 – 1979 годы я работал с одним из них – Давидом Гигаури, ему в 1943-м было 14 лет.  Когда в 1975-м участников войны поздравляли с 30-летним юбилеем Победы, все были удивлены тем, что этот тихий и спокойный человек, мальчишкой заколол двух немцев-пулемётчиков. Трудовой коллектив узнал об этом только от представителей райкома партии и военкомата Ленинского района Тбилиси…    

Мой отец за организацию доставки автомобилей получил благодарность командующего Закавказским фронтом и был награждён медалью «За оборону Кавказа».

Прошло много лет, мы уже жили в Белгороде после гибели СССР. Как-то по телевидению показывали кинохронику о битве за Кавказ. На экране мелькали знакомы места родного Тбилиси времён войны, проводы на фронт, патриотические митинги, военные позиции, на которых добровольцы рядом с красноармейцами, караваны тружеников горной войны – осликов с поклажей идущие по горным тропам к передовой. И вдруг в кадре показалась длинная колонна «Студебеккеров» и неожиданно крупным планом за рулём головной машины – мой отец.






           

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.


дата: 5.05.2010 Верхний уровень
Общенациональный референдум по пенсионной реформе. Онлайн-голосование




МОЛОДЕЖНАЯ ПРОГРАММА КПРФ (Проект

Советское Солнце






Газета «Правда»


Красная линия


Интернет-сообщество КПРФ



добавить на Яндекс
Add to Google


Поиск
Регистрация

Вступай в ряды КПРФ

Статистика


Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Содержание:: Слово коммуниста №17 (754) - Малоизвестные страницы войны

Белгородское региональное отделение КПРФ - официальный сайт


Белгородское региональное отделение политической партии КПРФ
308000, Россия, город Белгород, улица Крупской, 42а
время работы: пн-пт 10:00-18:00
Политические партии
+7 (4722) 35-77-30 +7 (4722) 35-77-40
http://www.belkprf.ru


©КПРФ Белгород, e-mail: belkprf@mail.ru
Россия, труд, народовластие, социализм!
декоративные заборы
межкомнатные двери
недвижимость в белгороде, купля, продажа, обмен, квартиры, дома, коттеджи, нежилые помещения
Оборудование для производства субстрата из минеральной ваты для гидропоники