Мифы «перестройки»
«ВИНТИКИ»
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород
Уцепившись за, наверное, не слишком удачное выражение из тоста Сталина – «за винтики» (хотя общий смысл тоста был в том, что без таких «винтиков» государственная машина не сможет работать) – пропагандистские «прорабы перестройки» возвели целую концепцию. Сталин, мол, стремился превратить народ в винтики, нивелировал людей, искоренял всё, что выделялось из серой массы…
Технологию превращения народа в серую массу раскрыл на примере западного общества президент Международного математического союза академик В.И. Арнольд, выступая в 2003 году в Госдуме на слушаниях о реформе образования. Это примитивизация образования, отказ от развивающего обучения, снижения уровня культуры людей. «Обучить после такого «образования»думать, доказывать, правильно рассуждать никого уже невозможно, - говорил Владимир Игоревич, - население превращается в толпу, легко поддающуюся манипулированию со стороны ловких политиков без всякого понимания причин и следствий их действий».
А какую систему формирования человека создавали в советском обществе при реализации сталинского проекта?
Образование имело развивающий характер. В частности, в математике обучение строилось не на затверживании готовых формул и положений, а на выводах и доказательствах – и это приучало к логическому мышлению. При этом образование создавало у учащихся целостную научно обоснованную картину мира.
В советской стране очень многое было сделано для обеспечения реальной доступности образования для самого широкого круга населения. Ещё шла гражданская война, а уже были созданы рабочие факультеты, знаменитые рабфаки, открывающие путь к полноценному высшему образованию молодёжи из рабочей среды. После начала Великой Отечественной многие подростки в городе и в селе оставили школу, чтобы своим трудом помогать борющейся стране. Для того, чтобы они не оказались лишенными возможности развития, уже в 1943 году была создана сеть школ рабочей молодёжи, а год спустя – и сельской молодёжи, в которых эти молодые люди могли продолжить образование.
В 1947 году американский миллионер полковник Р. Робинс, немало времени проведший в Советском Союзе, написал: «Русский коммунизм… положил начало наиболее широкой системе образования для ВСЕХ (выделено Робинсом – В.В.) детей великого народа».
А американка Дорис Сенк, побывавшая в СССР в 1946 году, восхищённо рассказывала соотечественникам о системе внеурочного развития детей в нашей стране: «Самым интересным для меня было видеть широчайшие возможности культурного развития, которые предоставлены в Советском Союзе детям… Везде, где мы были, видели заботу о максимальном развитии индивидуальных творческих способностей ребёнка». По всей стране в школах и домах культуры действовалиразнообразные кружки технического и художественного творчества; была создана и постоянно расширялась сеть детских музыкальных и художественных школ, станций юных техников и т.п.
И все эти кружки и школы тоже были подлинно общедоступными. Например, через детскую студию лежал путь в искусство сына рабочего Михаила Аникушина, впоследствии выдающегося скульптора; через изокружок Дома пионеров – детей токаря Сергея и Алексея Ткачёвых, ставших известными художниками. После войны была создана специальная художественная студия для фронтовиков-инвалидов. Благодаря ей сумел реализовать свой талант народный художник России Иван Пензов…
Самым мощным средством воздействия на сознание людей в те годы было радио. И оно тоже было нацелено на развитие людей, приобщение их к сокровищам художественной культуры. По радио систематически транслировались спектакли лучших театральных коллективов, каждый день звучала классическая и народная музыка. Вспоминая уже в «демократическом» 1995 году детские радиожурналы тех лет, участники передачи на «Радио-1» констатировали, что они были нацелены на развитие детей, стимулирование познавательной активности, воспитание добрых чувств.
Так неужели, создавая такую – не имеющую аналогов в мировой истории – систему развития личности, Сталин и впрямь лелеял зловещий замысел превратить народ в «винтиков»? До такого утверждения может додуматься только человек, потерявший способность адекватно оценивать реальность. Знаменитый философ-диссдиент Александр Зиновьев (кстати, выросший в Чухломе, в семье многодетного рабочего), живя в эмиграции, давал совсем иную оценку: «Несмотря на все недостатки коммунистического строя, коммунизм открывал возможность для значительной части людей становиться богами».
В «винтиков» целеустремлённо превращают народ как раз правители «демократической» России. Превращают всеми способами – примитивизацией образования и отказом от его развивающего характера, превращением электронных СМИ из средства развития людей в средство их оглупления и растления. И это никак не назовёшь недомыслием. Не случайно, Путин категорически пресекал все попытки установить хоть какой-то нравственный контроль за программами телевидения, а Медведев как скала встал на пути противников введения ЕГЭ.
Впрочем, «винтиков» - это чрезмерно мягко сказано. Куда точнее выразился в упомянутом выступлении в Госдуме академик В.И. Арнольд: «Этот план (реформирования образования – В.В.) производит впечатление плана подготовки рабов».
А в«тоталитарные» времена одной из первых фраз, с которых учился читать по букварю каждый советский школьник, была фраза: «Мы – не рабы!».