КОГДА ЖЕ БЫЛ ИСКРЕНЕН СВЯТОЙ ОТЕЦ?
О. ВАСИЛЬЕВ
Недавно прочёл в издаваемой в
Белгороде православной газете «Свет Христов» (№5, 2010) текст выступления
патриарха Кирилла на прошедшем в конце мая Всемирном русском народом соборе.
Глава РПЦ, в частности,
сказал: «Любая человеческая культура живёт не только и, может быть, не столько
знаниями, сколько ценностями – теми представлениями о должном и постыдном, о
праведном и беззаконии, которые отличают достойного члена общества от человека
морально погибшего… А могут ли такие жизненно важные вопросы, затрагивающие
глубины нашей внутренней духовной жизни, предлагаться как предметы для
потребления в условиях рынка? Там, где в
обществе нет ответов на эти вопросы – общих, консолидированных ответов; там,
где ответы на эти вопросы представляются как равновозможные: хочешь – будь
альтруистом, а хочешь – эгоистом, хочешь – смиренно и добросовестно служи
ближним, народу, государству, а хочешь – живи во имя своего благополучия; там,
где моральные ценности делаются предметом насмешек, – там цивилизация неизбежно
оказывается на пути к своему краху». Казалось бы, в основном, с патриархом
можно только «консолидироваться». Но…
Примерно в то же время из «Советской России» (№62, 2010) я узнал, что
патриарх Кирилл не преминул поздравить с
полукруглой датой Анатолия Чубайса. И в своём поздравлении он, в частности,
писал «Занимая различные ключевые посты в государстве в непростые для нашей
страны годы, Вы по праву заслужили репутацию одного из наиболее эффективных
руководителей России… Всемилостивый Господь да подаст Вам и Вашим близким
здравие, душевный мир и благоденствие».
Конечно, бывают случаи, когда
положение обязывает поздравлять то или иное лицо, не взирая на его моральный
облик. Но вряд ли руководитель госкорпорации – это такая должность, что
патриарх обязан поздравлять занимающего её человека.
Так как же соотнести мысли, высказанные патриархом в
выступлении на ВРНП, и его поздравление
Чубайсу. Ведь «эффективность» деятельности оного субъекта, например, на посту
руководителя Госкомимущества выразилась в том, что народ лишили его
собственности, всучив взамен каждому россиянину по ничего не значащей бумажке,
и передали эту собственность тем, кого власть определила в олигархи. В 90-е
годы стала крылатой фраза Чубайса «Всё материальное – первично, а идеальное
(дух, совесть и всякая прочая воздушность) – субстанции почти утопические,
поэтому ими можно пренебречь». Что это как не «насмешка над моральными
ценностями». А данные о доходе Чубайса за 2009 год убедительно показывают, чему
он служил и служит – народу или собственному благополучию.
Так когда же руководитель РПЦ
был искренен: воспевая моральные ценности, или призывая благословение Божие на
человека, которые их напрочь отвергает?