ВЛАСТЬ «ЗАКАЗЫВАЕТ» РАЙБОЛЬНИЦЫ?
(к чему ведёт очередная «реорганизация» здравоохранения)
В апреле 2010 года президент Медведев подписал указ «О реорганизации муниципальных учреждений». Каким видится в свете этого указа положение в районном здравоохранении?
Для районной больницы будет утверждён «госзаказ» на больных – то есть, задано количество больных, которых необходимо обслужить в течение года. Будет выполнен этот «заказ» – больница получит субсидии (деньги на зарплату персонала, лекарства для стационара и т.п.). Если «заказ» выполнить не удастся, то пусть больница ищет спонсоров, которые оплачивали бы её существование. Третий вариант – расширять круг платных услуг.
Как всё это выглядит вусловиях Ровеньского района? О том, насколько реально выполнение «заказа» можете судить по такому факту. До «реорганизации» норма приёма для врача-терапевта была 5 человек в час. По «заказу» план приёма составит 400-500 человек в месяц – то есть, он становится больше примерно в полтора раза. И при этом «реорганизация» отнюдь не отменяет всюдополнительную нагрузку, которая лежитна враче – прививки, диспансеризацию, бесконечное оформление бумаг… Если ещё учесть возраст значительной части наших пациентов, и то, что многие из них приезжают на приём в райцентр из других сёл, то выполнение муниципального заказа представляется совершенно нереальным.
Если «заказ» не будет выполнен, то, как мы уже отмечали, субсидий райбольнице не видать. Как же обстоит дело со спонсорами? Не знаю, как в других районах, но в Ровеньках это не представляется реальным.
Расширять круг платных услуг? Но что может заработать больница, если у нас не проводят УЗИ сердца, диагностику сосудов и т. п.? В принципе, можно было бы подготовить специалистов для осуществления таких обследований. Но сейчас дело обстоит так, что врач для этого должен четыре месяца учиться за свой счёт, включая проживания, проезд, стоимость путёвки. При нынешних зарплатах врачне может позволить себе такую «роскошь».
Конечно, при большом желаниивласти можно было бы найти пути решения этих проблем. Например, снизить муниципальный заказ до реально выполнимого, оплатить учёбу врачей необходимых специальностей из муниципального бюджета. Но у меня ощущение, что очередная «реорганизация» здравоохранения имеет диаметрально противоположную цель – освободить власть от заботы о здравоохранении. Действительно, забота власти о здоровье народа – это типичный пережиток социализма, а с ними правители России вот уже столько лет борются беспощадно и, увы, эффективно (не зря же по индексу развития человеческого потенциала наша страна с 26-го места, которое ей определил доклад ООН1990 года, съехала при Ельцине в шестой десяток, а ныне уже добралась до восьмого. – ред.).
На том пути, на который направляет здравоохранение указ президента «О реорганизации муниципальных учреждений», Ровеньская райбольница обречена превратиться в нечто вроде пункта оказания неотложной помощи и в «перевалочный пункт» на пути в больницы Валуек и Алексеевки.
К этому же ведёт и решениене платить участковым врачам коэффициента сложности. Получая максимальные нагрузки и минимальные зарплаты, участковые врачи через год-два в большинстве разбегутся.
В. СТАРОДУБОВА,
кандидат медицинских наук,
Ровеньки