ЗРИТЕЛЬ, КОТОРОГО МЫ ПОТЕРЯЛИ
Как раз в День кино, 27 августа, старейшему из
сохранившихся кинотеатров Белгорода – «Победе» – исполнилось 50 лет. К юбилею меня попросили
сделать выборку советских фильмов 60-х – 70-х годов, которые были наиболее
популярны у зрителей. И эта выборка
оказалась очень интересной, поскольку она помогает лучше представить образ
советского зрителя, а шире – советского человека тех лет.
Начать с того, что в то
двадцатилетие наберётся не менее сотни советских фильмов, которые в СССР собирали зрителей больше, нежели этой зимой в
СНГ собрал столь нашумевший американский «Аватар» (примерно 25-27 тысяч
зрителей).
Разумеется, и среди наиболее
популярных отечественных фильмов тех лет немало развлекательных –
приключенческих, детективов, комедий. Но и они разительно отличаются от
подобной продукции современного российского кино. Взять, к примеру,
приключенческие ленты и детективы – такие, как «Два билета на дневной сеанс»,
«Инспектор уголовного розыска», «Сотрудник ЧК», «Достояние республики», «Без
права на ошибку», «Бой после Победы», «Вдали от Родины», «Государственный
преступник». В них отсутствует то, чем
заманивают публику нынешние картины этих жанров – нет обилия драк, почти или
совсем нет стрельбы, нет искусственного нагнетания нервного напряжения у
зрителей. Но тем не менее, каждый из названных фильмов собрал более 30
миллионов зрителей.
Что же привлекало в них
людей? Думаю, не ошибусь, если скажу: человеческое содержание, рассказ о людях,
интересных и близких зрителям. То же относится и к комедиям. Человеческое
содержание ощущается и в эксцентрических
комедиях Гайдая, которые были и остаются лидерами в «лёгком жанре». Но ведь
большой популярностью пользовались и подлинно лирические комедии, в которых не
было никакой эксцентрики, никакого «выжимания» смеха из зрителей – авторы с
улыбкой наблюдали за жизнью героев, самых обычных людей. А ведь те же «Девчата»
собрали почти 35 миллионов зрителей.
А сколько было популярных
фильмов, которые не имели ни острого сюжета, ни каких-то комедийных ситуаций –
они просто рассказывали о жизни людей, их работе, их жизненных проблемах.
Причём, интерес вызывали не только фильм об овеянном романтикой мире физиков («Девять дней одного года»), но и
фильмы о самых обычных людях – «Евдокия», «Живёт такой парень», «Жили-были
старик со старухой», «Деревенский детектив».
Среди наиболее популярных
фильмов 60-70-х годов очень много произведений о Великой Отечественной войне,
Революции, гражданской войне. Это фильмы разного стиля, разного масштаба и
разной тональности. Тут «Огненная дуга»
из эпопеи «Освобождение» и «Зося», «Они сражались за Родину» и «В бой идут одни
“старики”», «Щит и меч» и «Горячий снег», «А зори здесь тихие» и «Весна на
Одере», «Белое солнце пустыни» и «Шестое июля», «Оптимистическая трагедия» и
«Железный поток».
Подчеркну, что на эти фильмы
публику не «организовывали» (я вполне сознательно не вставил в этот ряд фильм «Особо важное задание», имеющий
очень высокую посещаемость, но она во многом была создана за счёт
организованных коллективных посещений). Интерес к ним был совершенно искренним.
И он свидетельствует, что те идеалы, которые принесла в общество Революция, и
которые советский народ защитил в Великую Отечественную войну, были
по-настоящему близки самому широкому кругу людей.
И ещё одно бросается в глаза
при изучении списка наиболее посещаемых фильмов 60-70-х годов – немалое число
экранизаций классики. Среди них не только «Война и мир», грандиозная
посещаемость которой во многом была обеспечена культпоходами школьников, но и
«Воскресение», и «Гамлет», и «Братья Карамазовы», и «Анна Каренина», и
«Дворянское гнездо», и «Донская повесть» и целый ряд других фильмов. Это
подтверждает то, о чём я не раз говорил в прежних статьях, – в ходе реализации
сталинского проекта строительства социализма удалось привить людям внутреннюю
потребность в общении с подлинно художественной культурой. И это было
величайшим достижением.
Можно ли себе представить,
например, чтобы сегодня такой фильм, как «Зося», не предлагающий публике ничего
«интересного» с позиции критериев коммерческого кино, не имеющий даже жёсткой
сюжетной основы, ведущий средствами киноискусства рассказ о красоте
человеческой души, собрал бы на постсоветском пространстве более 20 миллионов
зрителей – вдвое больше, нежели третьи «Пираты Карибского моря»?!
Утрата людьми способности
чувствовать духовную красоту – это катастрофа общества. И нужно совсем уже
потерять либо соображение, либо совесть, чтобы после этого что-то там бормотать
о «духовном возрождении» России.
Виктор ВАСИЛЕНКО