НЕЗАБЫАЕМЫЙ ПОХОД
Виктор Иванович Рашин был призван отдать священный долг Родине в мае 1971 года. Попал он сначала в учебное подразделение Краснознамённого отряда подводного плавания имени С.М. Кирова, которое находилось в Ленинграде. До февраля 1972 года познавал он усердно морскую науку.
Учеба в Краснознаменном отряде парню, с детства привыкшему к трудностям, давалась легко, и он ее закончил с отличием по специальности радиометрист подводной лодки. Отсюда Виктора Рашина направили служить на Северный Флот, в губу Оленью, что недалеко от города Североморск. Там же размещался и штаб Северного Флота. Службу он нес на ракетно-торпедной подводной лодке. Дисциплина была строгая, ни о какой «дедовщине» и речи не велось. Если кто и получал наряд вне очереди, то больше двух часов после отбоя он не отрабатывал наказание. За этим строго следили дежурный по команде и командиры отделений.
Боевая служба сочеталась, с учебой: за полтора года Виктор Рашин прошел путь от ученика радиометриста-матроса до командира отделения радиометристов-старшины первой статьи.
В июне 1973 года пришел приказ главкома ВМФ о передислокации подводной лодки на Тихоокеанский Флот. Субмарину тщательно подготовили к предстоящему переходу, и уже в августе она оказалась в Баренцевом море, затем, в надводном положении, пошла Северным морским путем. Шла не одна, а в составе экспедиционного отряда кораблей особого назначения. Первая остановка была через шесть дней, на Диксоне.
При подходе к нему по кораблю было объявлено, что командование отряда кораблей решило силами экипажей дать концерт художественной самодеятельности для жителей поселка, и что на берег сойдут только участники концерта. Замполит, он же командир БЧ-4, РТС капитан третьего ранга Коровин произвел отбор участников художественной самодеятельности на подводной лодке. Виктор Рашин немного играл на баяне и пел, и замполит включил его в число счастливчиков.
Участники предстоящего концерта сели в катер и пошли к берегу. Было лето, но кое-где на сопках лежал снег, все вокруг выглядело как-то серо и пустынно. Чувствовалось, что жизнь здесь суровая. И как обрадовались жители концерту моряков. Он прошёл как праздник.
В Карском море участников водного перехода ожидали льды и туманы. Виктору и его сослуживцам думалось: когда же окончатся эти сплошные препятствия. Но всевозможные препоны следовали снова и снова – в Море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. На отдельных участках прохождения пришлось командованию подключать в помощь кораблям ледоколы.
После Берингова пролива отряду кораблей пришлось зайти на Чукотку, в бухту Провидения: там военные моряки трое суток пережидали разыгравшийся в Беринговом море шторм. А уже было пройдено 6000 километров пути: 1600 из них – во льдах и 1900 – в сплошном тумане. Несмотря на это, экипажи кораблей несли службу исправно, четко и уверенно.
Следующая остановка случилась на Камчатке, на рейде Петропавловска-Камчатского. Здесь было тепло и светило солнце. Несколько смельчаков решили искупаться в Авачинском заливе. Но теплой вода оказалась лишь на поверхности, а на самом деле была она просто ледяной. В несколько минут замёрзли до дрожи.
От бухты Проведения до Петропавловска-Камчатского отряд кораблей прошел еще 2100 километров; до Владивостока предстояло пройти ещё около 2400. К счастью, штормы больше не тревожили.
Когда суда и сумбарины достигли пролива Лаперуза между островами Сахалин и Хоккайдо, командир подводной лодки Луговской разрешил всем свободным от вахты, выйти на мостик. Рашин, вместе с другими, выскочил наверх. От увиденного дух захватило. И не от пейзажей чудесных – над отрядом советских кораблей летали два американских разведывательных самолета «Орион», а совсем невдалеке – параллельным курсом – шли два «сторожевика» и эсминец японских ВМС. Появилось незнакомое прежде тревожное чувство. Никогда ещё им не доводилось видеть «потенциального противника» вот так, совсем рядом.
Любоваться пейзажем окрестным и вражеской боевой техникой морякам дали всего лишь 15-20 минут. Некоторые, воспользовались возможностью пощёлкать фотоаппаратом. Однако правила были строгие, и старпом и замполит засветили все пленки…
Между портами Находка и Ольга «рашинскую» подводную лодку К-107 встретил катер с представителем штаба Тихоокеанского Флота. Он передал пакет командиру подлодки от командующего флотом, в нем предписывалось сумбарине зайти в бухту Ракушка и находиться там до особых распоряжений; это и было сделано 30 сентября 1973 года. Так закончился поход, навсегда оставшийся в памяти Виктора Ивановича Рашина.
И. Подбельцев, Прохоровский район.
От редакции. Флотская закалка осталась у Виктора Ивановича на всю жизнь. Он не изменил присяге и в «лихие 90-е». Активно участвовал в возрождении Коммунистической партии в Прохоровской районе, стал одним из руководителей районной парторганизации. Сейчас В.И. Рашин – секретарь Прохоровского райкома КПРФ.