ПРАЗДНИК НА РАЗВАЛИНАХ
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород
Сегодня, 27 августа, День российского кино. Этот праздник зародился в советское время и тогда он имел сугубо советский характер. Ведь 27 августа 1919 года Ленин подписал декрет «о переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Комиссариата просвещения», что подразумевало национализацию кинематографа. Выдающийся французский историк кино Жорж Садуль так выразил значение этого события: «Кино раз и навсегда перестало быть финансовым предприятием… Кино превращалось в средство культурного воздействия». Такой путь уже в середине 20-х годов привёл советское кино к признанию как одного из лидеров мирового киноискусства.
Садуль оказался не прав в одном. В советской стране нашлись силы, которые сумели повернуть развитие общества вспять. Соответственно, и кино вновь превратилось в финансовое предприятие. Ну, а к чему привёл этот путь, наглядно явил как раз нынешний День кино.
Ещё недавно основные каналы телевидения к этому дню готовили программу, приуроченную к празднику. На сей раз канал «Культура» дал киноконцерт Андрея Миронова и просто концерт, посвящённый Дню российского кино. В сущности, и всё. Потому что дважды показанный «Подкидыш», «Сказка о царе Салтане» и первый российский игровой фильм (идущий менее 10-и минут) «Понизовая вольница» на праздничную ретроспективу явно не тянут.
Не было программ фильмов, которые можно было хотя бы с натяжкой назвать праздничной ретроспективой, и на других каналах. Даже 5-я канал, редакция кинопрограмм которого обычно помнит о праздниках, 27 августа словно демонстративно забил весь день двумя российскими многосерийными боевиками.
В принципе, это отражает реальную ситуацию в современном российском кино. Ведь не только телевидение, но и ведущий в Белгороде Центр кино «Победа» впервые за последние годы не приурочил ко Дню российского кино премьеры российского фильма. Как нам пояснили, просто не нашлось нового фильма, сколько-нибудь достойного праздника.
Заметим, что и среди тех российских фильмов, которые появятся в текущем репертуаре в ближайшее время, фильмов, достойных называться произведением искусства, нет. Как не было их и среди предыдущих отечественных картин этого года.
Кинематографическое руководство тщилось представить выдающимся достижением фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Однако в его неприятии объединились и левопатриотические критики, и либеральные критики, и зрители. Потому что он не просто антисоветский, он ещё и вызывающе нехудожественный. И то, что «Утомлённых солнцем 2» пытались представить великим фильмом, – это ещё одно свидетельство деградации отечественного кино.
Между тем, по поступившей к нам информации, в последнее время финансирование государством кинематографа существенно возросло. Что ж, это ещё раз доказывает, что главная проблема постсоветского российского кино не в недостатке средств, а в отсутствии идей, способных вызвать к жизни подлинно художественные фильмы, нацеленные на духовное развитие народа и утверждение гуманистической идеологии. Но это и закономерно: ведь в финансовом предприятии, которым ныне является российское кино, эти ценности цены не имеют.