ВСЯ НЫНЕШНЯЯ ЖИЗНЬ – «АНЕКДОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ»
И. ФЁДОРОВ,
ветеран труда, Шебекино
В 2005 году в газете «АиФ» было опубликовано интервью руководителя Федерального агенства по строительству и ЖКХ С. Круглика. Вот его фрагмент: «Недавняя история в Туле показала, что людей обсчитали на сотни миллионов рублей. Сергей Иванович, когда-нибудь наступит порядок? Ответ: Уверен – наступит. С января 2006 года заработает закон о тарифном регулировании. Там сказано: перед принятием тариф должен быть должен быть согласован с потребителем. Расчёты тарифов должны быть опубликованы в средствах массовой информации».
А вот, что заявила той же газете в том же году прокурор Тульской областной прокуратуры Т. Головина: «Мы смотрим только, соблюдался ли закон при подготовке повышения тарифов. Например, по закону должна проводиться независимая экспертиза расчётов тарифов. Всё это было сделано».
Названные положения этого закона о тарифном регулировании у нас в области не выполняются. Вот примеры из шебекинской жизни. В 2009 году тарифы на 2010-й год были повышены сразу на 80,8% - по холодной воде, на 75,3% - по водоотведению. При том, что комиссия установила предельный индекс повышения тарифов 119,3%. Уже после проверки прокуратурой рост тарифов превышал предельный индекс на 13,2% по холодной воде и на 20,62% по водоотведению. Повышение тарифов на 2011 год сделали втихую – в газете не было опубликовано не только расчётов и заключения независимой экспертизы, но даже самих новых тарифов.
Я обратился в комиссию по госрегулированию цен и тарифов в нашей области. Поставил вопросы, почему не проводится независимая экспертиза расчёта тарифов, почему они не согласовываются с потребителем, почему расчёты тарифов не публикуются в СМИ?
Потянулась переписка. Я написал шесть писем. В ответах председателя комиссии Р.ВА. Ткаченко чувствовалось не желание разобраться в поставленных вопросах, а стремление отделаться от меня. В предпоследнем письме он сообщил: «Согласно ст. 3 ФЗ от 22.12. 2004 г. № 210 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации (да уж в чём-чём, но в крючкотворчестве наши чиновники преуспели! – И.Ф.) утверждёнными Правительством РФ, путём опубликования в СМИ, включая сеть Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров и услуг. Вся необходимая информация публикуется в газете «Белгородские известия», а также на сайте Комиссии и в информационной программе «Консультант Плюс».
Замечу, что конкретной ссылки на номер газеты, где была опубликована эта информация в ответе нет, так что проверить была ли она довольно затруднительно. Лично я не встречал опубликованными ни расчётов тарифов, ни заключения независимой экспертизы. А к сайту я, как, подозреваю, и большинство людей старшего поколения, доступа не имею.
Тогда я обратился в Прокуратуру. Получил ответ. Согласно п.16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.7.2008 г. № 520, в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной или инвестиционной программа, проверку правильности расчётов предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг. Таким образом, проведение экспертизы является правом органа регулирования, а не обязанностью».
Интересно, а ведь тульская коллега наших прокуроров говорила о том, что независимая экспертиза «должна проводиться по закону». Или у нас действует «доброе старое» правило «Закон, что дышло…»? Складывается впечатление, что наши власти принимают такое количество законов и постановлений, нередко противоречащих друг другу (как закон, о котором говорилось в интервью и постановление № 520), именно для такого, чтобы открыть бескрайний простор для любых трюков при их истолковании. Или тот закон, на который ссылались господа Круглик и Головина, втихую отменили? Но почему тогда в ответах мне никто прямо об этом не написал. Может быть, потому что Конституция как-никак запрещает принятие законов, ухудшающих жизнь людей, с чем наша «Государева» Дума не слишком считается?
Но ведь такое положение открывает поистине безмерные возможности для злоупотреблений и воровства. Не где-нибудь, а в либеральных «Известиях» были приведены слова представителя Генпрокуратуры Сергея Иноземцева о системе ЖКХ: «Впоследнее время масштабы иколичество афер вышли нановый уровень. Жулики нашли немало лазеек взаконодательстве, чтобы безнаказанно потрошить карманы владельцев жилья». Так ведь эти лазейки словно специально создают и наши думские законодатели, и правительство. А все ветви нашей областной власти делают вид, что не замечают положения, которое куратор этой отрасли вице-премьер Д. Козак охарактеризовал так: «Ситуация абсурдна, приобрела анекдотический характер».
Глава правительства В. Путин недавно заявил: «Надо платить за реальные услуги, а не за цифры, взятые с потолка». Слова Путина, как всегда, ласкают слух. Но где же дела премьера, нацеленные на воплощение сказанного в жизнь?
Жизнь показала, что наши власти не могут или не хотят навести порядок в системе ЖКХ. Она, как и в других сферах, лишь обирает население, чтобы за этот счёт решать свои, далёкие от народа, проблемы. За 20 лет реформ власть изъяла с каждого взрослого жителя России в среднем примерно по полтора миллиона рублей.
Хотим ли мы, чтобы это продолжалось и дальше?